Как видим, в других странах потребителям есть что выбрать. Почему же в России столь очевидные плюсы этих труб практически игнорируются? А ЧТО ЖЕ В РОССИИ? Традиционно считается, что сектор водоснабжения – сектор бюджетный. Однако это не так, подчеркнул Сергей Сиваев. Оказывается, живут коммунальные системы не за счет государственных вливаний, а за счет единственного источника доходов – платежей потребителей. При этом почти 4/5 полезного отпуска ВКХ России приходится на муниципальные или государственные предприятия и лишь шестая часть обеспечивается частными операторами. Доля приватизированных предприятий в суммарном объеме полезного отпуска ВКХ за последние 5 лет возросла на 13% (с 8 до 21%). Как правило, они и наиболее успешны. Не случайно многие участники конференции выход из положения видят в приходе частного бизнеса в сектор водоснабжения, в повышении его управленческой и технологической эффективности. Бизнес в рамках договоров государственно-частного партнерства мог бы принимать на себя обязательства по модернизации инженерных систем, внедрению новых технологий, а государство способствовало бы инфраструктурным изменениям в нем, создавая условия для прихода новых технологий в этот отставший на целый век сектор. В рамках такого партнерства представляется очень перспективным взаимодействие производителей новых материалов и технологий с городскими и региональными властями и соответствующими ведомствами. Трубы из полимеров могут серьезно поправить дырявое коммунальное хозяйство страны. А чтобы это произошло, роль первой скрипки, инициатора перемен должно взять на себя государство. По мнению выступившего на конференции члена совета директоров компании LRS Владимира Сергунина, наша отсталость в этой области во многом связана с консерватизмом и инертностью мышления проектных, строительно-монтажных, строительных организаций и сферы ЖКХ в целом. Свою роль играет неподготовленность специалистов проектных организаций к использованию инновационных материалов, слабая информированность строителей и сферы ЖКХ, отсутствие полного комплекта нормативного обеспечения производства и применения полимерных труб, охватывающего проектирование, монтаж, укладку, гидравлические испытания, способы соединения труб, регламент проведения ремонтных работ. Студенты средних и высших учебных заведений не получают подготовки по применению в коммунальном хозяйстве трубопроводов из полимерных материалов, в том числе и из ПВХ. Во многих странах потребители были, помимо экономической мотивации, и психологически сориентированы в сторону применения полимерных труб, благодаря активной позиции государства и лоббированию производителей. Так, в Европе трубы и фитинги из ПВХ продвигает специально созданная для этой цели ассоциация. Основные направления ее деятельности – это поддержка и координация научных исследований, участие в техническом регулировании, проведение конференций и семинаров. Организация насчитывает 37 членов, представляющих ведущие европейские компании, имеющие отношение к ПВХ-трубам. Среди них 12 фирм – производителей ПВХ, 6 фирм – производителей труб из ПВХ, 5 ассоциаций, 4 института, 5 поставщиков добавок для ПВХ-композиций и 5 организаций, занятых в сфере массовых коммуникаций. В России для развития этого сектора полимерных труб также необходимо сильное лобби, и координировать направление его деятельности должно добровольное объединение всех заинтересованных в этом сторон, считает главный аналитик «Маркет Репорт» Сергей Карайченцев. Он отметил, что российский рынок полимерных труб активно начал развиваться относительно недавно и динамично начал расти только в последние два года. Доля труб из полимерных материалов в общем объеме потребления труб не превышает 9%. Если сравнить с Европой, становится ясно, что потенциал российского рынка полимерных труб огромен. Конечно, в силу местных особенностей в каждой стране структура потребления ПВХ имеет свои отличия. Но Россия и здесь уникальна. Так, если в мировом масштабе доля ПВХ, потребляемого в производстве труб, составляет около 39%, то в РФ этот показатель более чем на порядок ниже – около 3%. Уникальна и история развития российского рынка поливинилхлорида. Еще в 2002 году Россия была чистым нетто-экспортером ПВХ. Основные производители смолы были ориентированы на экспортные рынки, а большая часть потребляемого ПВХ шла на производство пластикатов. Однако с середины 1990-х годов в стране начали появляться первые производители оконного профиля, а с 2002 г. в Россию один за другим повалили мировые гиганты (Profine, Veka, Rehau, Aluplast, Deceuninck и др.). Только в Подмосковье зарубежные инвесторы вложили более 75 млн. евро в оборудование, не считая затрат на строительство, коммуникации и т. д. Одновременно начали бурно развиваться производства подоконной доски, стеновой панели, вагонки и т. д. И уже к концу 2005 года Россия стала чистым нетто-импортером ПВХ. Именно мировые производители профилей, привлеченные строительным бумом, стали основной движущей силой развития российского рынка ПВХ. У труб из ПВХ такого сильного лобби не было. Мировые лидеры и российские инвесторы, разуверившиеся в успехе реформы ЖКХ, обескураженные впечатляющими успехами изготовителей труб из полиэтилена и удивляющиеся живучести чугуна и его высокопоставленных сторонников, не спешили вкладываться в производство труб из ПВХ в России. Между тем, по данным компании PipeLife, доля ПВХ-труб в общем объеме потребления труб из различных материалов составляет около 40%. В Европе трубы из ПВХ – безоговорочные лидеры в секторе безнапорных труб. И хотя в секторе напорных труб здесь доминируют ПЭ-трубы (около 54% в водоснабжении и 22% для газоснабжения), а на трубы из ПВХ для водоснабжения приходится около 24%, последние с помощью новых технологий, марок и стабилизирующих систем могут отвоевать значительную долю на рынке. И здесь Сергей Карайченцев подчеркивает значение агрессивного маркетинга, напоминая, что в Германии и Австрии благодаря сильному лобби со стороны производителей оборудования доля труб из ПВХ в общем объеме потребления полимерных труб составляет 51 и 58% соответственно. В Польше значительную роль в продвижении ПВХ-труб играют сами производители труб. А вот в Скандинавии трубы из поливинилхлорида постепенно уступают лидирующие позиции трубам из полиолефинов благодаря сильному влиянию со стороны компании Borealis – одному из ведущих мировых производителей полиолефинов, в последние годы уделяющему особое внимание разработке новых марок полипропилена для производства напорных труб. Конечно же в силу своих физико-механических характеристик и климатических условий в России трубы из ПВХ не смогут сегодня везде заменить традиционные материалы. Но можно с уверенностью сказать, что в России они сильно недооценены и есть ниши, в которых им нет равных. Кажется, процесс пошел: крупные игроки российского рынка («Хемкор», «Пластпрофиль» и др.) уже инвестируют большие средства в их производство, очевиден и интерес мировых игроков, в частности PipeLife, недавно запустившей в Калужской области линию по изготовлению соэкструзированных ПВХ-труб для подземной канализации. Остается надеяться, что наше правительство и производители, объединившись, займут более активную позицию в развитии этого направления. Должны окончательно повернуться лицом к ПВХ и коммунальщики. Российский рынок может и должен начать, наконец, в полной мере эксплуатировать достоинства этого уникального полимера на благо общества. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка ПВХ труб можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок ПВХ труб: возможности импортозамещения и анализ рынков сбыта в период кризиса».
|