По данным аналитиков узбекской инвестиционной компании Avesta Investment Group, если по итогам третьего квартала рост экспорта в сравнении с прошлым годом составлял 92,3%, то в четвертом квартале он сократился более чем в два раза и составил чуть менее 1,5 млрд долларов. Впервые за четыре последних года темпы роста экспорта (+14,6% за четвертый квартал) оказались ниже темпов роста импорта, который вырос за октябрь-декабрь на 32,3%. По мнению независимого экономиста из Ташкента Виктора Ивонина, это совершенно нормальная реакция экономики на кризисные явления в странах–импортерах узбекской продукции. Если у импортеров нет денег, то, естественно, они не покупают продукцию. «В определенном смысле это позитивное явление для Узбекистана, – считает он. – Так, сокращение экспорта автомобилей позволяет частично восполнить дефицит внутреннего рынка в этой продукции. Выигрывают от этого и производители, поскольку цена автомобилей на внутреннем рынке выше, чем поставляемых на экспорт. В свою очередь сокращение экспорта текстильной продукции ведет к выдавливанию импортируемых текстильных товаров из Китая и Турции. Но наблюдаемое сокращение экспорта – явление временное, поскольку известно, что это происходит не из-за конкуренции и не из-за потери рынков. Как только импортеры восстановят экономику, восстановится и экспорт». В феврале 2009 года Международный хлопковый консультативный комитет по хлопку (ICAC) посчитал, что Узбекистан, являющийся третьим мировым экспортером хлопка, может снизить объем экспорта волокна в сезоне 2008–2009 на 40%, до 450 тыс. тонн. Эксперты связали эту тенденцию со снижением потребности в хлопке в Китае, доля которого за последние пять лет в общем экспорте узбекского хлопка-волокна выросла с 5 до 18%. В сложившихся условиях власти начали активно выправлять баланс торговли. Прежде всего, за счет сокращения импорта. Учитывая, что главные статьи импорта Узбекистана – машины и оборудование (53,3%), химическая продукция (13%) и продовольственные товары (8,1%), ограничивать приходится закупки именно по первой позиции. По мнению местных аналитиков, складывается парадоксальная ситуация: в условиях кризиса стремление стимулировать внутренний спрос натыкается на практическое замораживание процессов модернизации реального сектора. Как сообщил представитель таможенного ведомства Узбекистана: «Чтобы не испортить статистику, дано негласное указание затягивать процесс регистрации импортных контрактов на границе». Те же грабли Руководство страны одной из приоритетных задач на 2008–2010 годы определило рост экспорта на 15–17% в год. При этом основными статьями экспорта должны стать товары с высокой добавленной стоимостью. Достижение поставленных целей существенно осложняется наличием целого комплекса внутренних проблем национальной и региональной экономики. Для того чтобы экспортировать столь существенную долю конкурентоспособной наукоемкой продукции, ее как минимум необходимо производить. Ташкент всегда активно пропагандировал свою политику импортозамещения как универсальный инструмент экономического успеха. Регулярно каждые три года обновляется программа локализации продукции, сырья и комплектующих. По оценке правительства, ежегодный эффект замещения импорта составляет порядка 1,5 млрд долларов, а предприятия осваивают прядка 200 наименований новой продукции. Для стимулирования отечественных производителей правительство приняло решение предоставить им 20−процентную скидку при госзакупках товаров и услуг. Однако для того, чтобы на равных конкурировать с импортными товарами, одного протекционизма недостаточно. Если же качество и номенклатура импортозамещаемой продукции не будет соответствовать общепризнанным стандартам, то внутренний спрос будет, как и ранее, удовлетворен импортом. По словам г-на Ивонина, в экономике любой страны примерно 80% экспорта составляет весьма ограниченная номенклатура продукции. Обычно не более 15–30 наименований. Узбекистан не является исключением. Он удерживает свои позиции на мировом рынке прежде всего по углеводородам, хлопку, металлам и др. «Остальные 20%, – подчеркивает он, – это очень широкая номенклатура товаров, значительная часть которой постоянно меняется за счет случайных, а не закономерных сделок. Расходы на внедрение в новый сегмент рынка велики, а возможные объемы продаж незначительны. Поэтому заинтересованность в удержании той или иной продукции в экспортном режиме незначительна». УЗБЕКСКИЙ ГАЗ О перспективах прироста экспорта узбекского газа, переработки его на территории республики и некоторых аспектах промышленной стратегии говорит независимый аналитик из Узбекистана, кандидат политических наук Владимир Парамонов. |