— В Amtel восточная философия пользуется популярностью? — У нас люди самые разные. Я вот Сунь-Цзы читаю. Мне посчастливилось подписаться на серию книг по сочетанию методов ведения войн и бизнес-стратегий. Здесь Сунь-Цзы, Ницше, Макиавелли. Главная стратегия моего любимого автора Сунь-Цзы: нужно сидеть на берегу реки и ждать, когда она принесет труп твоего врага. Другая гениальная стратегия: до того, как начать войну, постарайтесь договориться. Еще — войну выигрывает тот, у кого больше всего ресурсов. Если у вас выше холм и больше продовольственных запасов, то вы выиграете войну. Не страшно проиграть битву, главное — выиграть войну. Это Сунь-Цзы. Клаузевиц вот еще интересен, но у него другая стратегия: надо ввязаться в драку, а там видно будет. Правда, он не выиграл ни одного сражения, а Сунь-Цзы победил практически во всех своих битвах. — Для вас работа в Amtel — это проигранная битва, выигранная война или драка, в которую вы ввязались? — Мы как-то обсуждали ситуацию в компании. Наш коллега Вадим Песочинский посетовал, что проекты не получаются. Николай Николаевич [Халько, заместитель гендиректора], как технократ, отвечает: вы просто все неправильно делаете. Но ведь это потрясающе: такой жизненный опыт, профессиональный, столько страстей, людей, людишек — удивительно. Я получаю удовольствие. Главное, чтобы оно не затянуло. А то от смеха можно умереть. Большую часть нашей карьеры мы, как и вся наша экономика, росли на успехе. Шли от времени, когда разрушился Советский Союз. И все время это было поступательное движение с очень позитивными результатами. А здесь оказались в ситуации, которая решается непопулярными методами. Всегда кажется, что будешь принимать решения, которые будут приводить к росту. И всем так нравится: и властям, и инвесторам, и банкирам — все хорошо. На каждом этапе экономического цикла есть свои задачи. Нужно сказать больному: ты — больной, мы должны тебе ногу отрезать. Он кричит: вы меня инвалидом сделаете! Мы тебе жизнь спасем. Николай Николаевич себя называет хирургом. Действительно надо оперировать по-живому. Пока мы тут с таблетками ходим, говорим, сейчас вам будет хорошо, а хорошо уже не будет. Все — в операционную. А потом выясняется, что нет хороших решений. Есть тяжелые и жесткие, и тот, кто первым пришел к этим решениям, скорее всего, выиграл и победил. Поэтому — Сунь-Цзы. Мы проходим новый этап. Мы забыли, как в 90-ые годы выживали, но тогда не было такой публичности, не было такого инструмента. Если резать, так при людях — как в анатомическом театре. — Это у вас такой корпоративный юмор, с медицинским уклоном? — Мы смеемся, что у нас есть главврач больницы, есть хирург. — Вы возглавляли компанию Олега Дерипаски «Русские машины». Не жалеете, что ушли от него? У него сейчас тоже весело. — Я думаю, что наше веселье по сравнению с его театром сатиры и юмора — это просто детский сад, но если помощь потребуется — мы готовы, опыт есть. — Вы теперь профессиональная антикризисная команда? — Есть у нас люди, которые считают, что сейчас самый спрос на эти оздоровительно-похоронные услуги. В течение ближайших двух-трех лет потребуется этим заниматься. Банки долго разбрасывали кредиты, а сейчас кто-то должен это собирать. Банки рассчитывали на выход на стадии роста, а цикл развернулся. Понятно, что государство старается сбалансировать ситуацию. Потому что если из этого здания вынуть один кирпичик, то может серьезно просесть все здание. Государство делает логичные шаги, поддерживая банковскую систему как основную. До промышленности реальных денег не дойдет. Счастья не будет. Будет жесткая, тяжелая ситуация — отрезвление и постепенное оздоровление. — Так банкам деньги нужны просто для поддержания ликвидности, а не для того, чтобы короткие и дорогие кредиты компаний превращать в длинные и дешевые? — Неправильно реальный сектор спрашивать о проблемах банков. Деньги и не должны дойти. Нам в сегодняшнем виде денег давать нельзя, потому что мы их спалим. Их нужно давать после реструктуризации, когда станет понятно, что вот это отрежут, а вот этот зеленый росток останется. Компания живет от рынка. Деньги больше нужны для оздоровления торговли. Долгое время спрос оживлялся на потребительском кредитовании. Теперь люди могут выкладывать деньги только из своего кармана. Часть спроса была искусственной. Пузырь сдуется, и мы увидим реальный рынок. Это позволит всем устаревшим, неэффективным мощностям отмереть, а самое передовое, самое живучее останется, и это будет база для следующего витка роста. Российская шинная индустрия $6 миллиардов - достигла емкость российского шинного рынка в 2008 г.… Объем продаж всего 2007 г. (49,9 млн шин) был почти достигнут за 9 месяцев 2009 г., когда было продано 41,5 млн шин. Но из-за провального IV квартала рост по итогам года составит всего 1% — продажи увеличились до 50,4 млн шин. В 2008 г. выросла доля импорта шин во всех сегментах: легковых шин стало ввозиться на 7% больше, легкогрузовых — на 8%, грузовых — на 4%. В результате сократилась доля российских компаний: «Сибур — русские шины» потеряли 1,5%, «Нижнекамскшина» — 3%. Amtel-Vredestein из-за остановок и проблем потеряла больше всех — 4% российского рынка. 50% - на столько, по прогнозу экспертов, упадет в 2009 г. спрос на шины из-за сокращения автомобильного производства и отложенного спроса на продукцию. По материалам www.vedomosti.ru |