Достаточно новый для России рынок средств защиты от насекомых (рынок репеллентов и инсектицидов) в последние несколько лет активно развивался. "В России рынок репеллентов сформировался не так давно, поэтому растет и развивается высокими темпами – 15-20% в год", – отмечает бренд-менеджер ТМ Gardex компании Upeco Наталия Подпорина. Если оценивать динамику российского рынка инсектицидов в целом за последние пять лет – с 2004 по 2008 год, то объем рынка в денежном выражении увеличился примерно в три раза, в натуральном выражении – в 2,5 раза (по данным "Nielsen Россия", 24 города, май-август 2004-2008 годы). Соответственно, вместе с рынком росло и желание потребителей покупать более разнообразную и дорогую продукцию. "До сезона 2009 года спрос активно смещался вверх. Для покупателя на приоритетное место, помимо стандартных требований к репеллентным средствам – эффективность защиты и длительность действия, – вышло удобство использования, что способствовало появлению более современных, но и дорогостоящих форм – аэрозолей, салфеток, карандашей", – рассказывает директор по маркетингу ТД "Химик" Елена Образцова. "Средствам, которые наносятся непосредственно на кожу, потребитель уделяет особое внимание. При выборе таких продуктов, как репелленты, на первое место выходят не цена, а качество и безопасность. Поэтому в последние два года высокий ценовой сегмент на рынке репеллентов развивался наиболее быстрыми темпами", – добавляет Наталия Подпорина. Три года стабильности Рынок репеллентов и инсектицидов в 2008 году стабилизировался в штучном выражении, отмечался прирост в денежном выражении за счет развития высокого ценового сегмента. "Суммарный объем рынка составляет около 30 млн шт. и около 800 млн руб.. Самым емким является сегмент кремов в тубах, далее идут спреи и аэрозоли. Стики и салфетки завершают рейтинг", – делится информацией директор по маркетингу компании "Арнест" Александр Чураков. "Емкость рынка репеллентов в денежном выражении – порядка $32-35 млн по курсу сезона 2008 года, в физическом выражении – 23-27 млн штук ежегодно. Последние три года рынок находится в стадии насыщения и поделен между несколькими игроками, между которыми и происходит основная конкурентная борьба", – отмечает Елена Образцова. "Если сравнивать объем российского рынка инсектицидов 2008 года с объемом 2007 года в целом, то этот показатель практически не изменился", – говорит бренд-менеджер ТМ "Раптор" компании Upeco Татьяна Васильченко. Основной причиной тому, по словам эксперта, стали неблагоприятные погодные условия. "Дело в том, что основной объем продаж – 63% – приходится на летнюю серию – средства защиты от комаров и мух. Именно этот сегмент определяет динамику развития рынка инсектицидов в целом, – рассказывает Татьяна Васильченко. – Не секрет, что продажи средств от комаров зависят от погоды, и в этом отношении сезон 2008 года был не очень удачным, поскольку холодный апрель и первая половина мая стали причиной позднего вылета комаров. По этой причине объем продаж основной категории в прошлом году не демонстрировал положительного прироста. Зато увеличение демонстрируют сегменты средств защиты от моли и ползающих насекомых, таких, как тараканы, муравьи: +29 и +2% соответственно в денежном выражении. Суммарно эти два сегмента занимают в общем объеме продаж инсектицидов около 30%". Сезон-2009 По мнению экспертов, 2009 год станет поворотным для рынка средств защиты от насекомых. "В период рецессии рынок средств от насекомых, по нашим оценкам, снизит темпы бурного роста в течение последних лет, а возможно, остановится на текущем уровне", – считает менеджер по категории инсектициды и репелленты компании SC Johnson Russia Надежда Неокесарийская. "Для рынка репеллентов 2009 год станет переломным. Начало продаж приходится на период развития финансового кризиса, и очевидно, что все производители столкнутся с падением спроса. Очевиден переход части покупателей на более дешевые продукты и активное использование старых запасов репеллентных средств, оставшихся с прошлого сезона", – утверждает Александр Чураков. "В связи с ухудшением покупательной способности в 2009 году ожидается увеличение объема массового сегмента и уменьшение объема продаж премиальных средств", – говорит Елена Образцова. Производители стремятся оперативно реагировать на изменения ценовых предпочтений потребителей, чтобы сезон-2009, по возможности, был не хуже, чем сезон-2008. "В сезоне 2009 года приоритетными станут более демократичные по цене марки и формы средств. В связи с этим репеллентный портфель Группы компаний "Химик" является сбалансированным и позволит удовлетворить текущие потребности рынка", – считает Елена Образцова. "Несмотря на премиальность продукции SC Johnson, мы стараемся удерживать конкурентоспособные цены и делать специальные предложения, что особенно важно в нелегкий для всех период рецессии, – рассказывает Надежда Неокесарийская. – Всем известно, что во время экономического спада потребители могут переключаться с премиальных на товары по более низким ценам. Однако, когда речь заходит о средствах против насекомых, немаловажным фактором при решении о покупке будет безопасность и эффективность продукции: располагая ограниченными ресурсами, потребитель стремится заплатить деньги за то, в чем он уверен. Несмотря на экономические проблемы, мы уверены в успешном сезоне, поскольку продукты Raid и OFF! представлены на российском рынке уже много лет и успели зарекомендовать себя как надежные средства и с точки зрения безопасности, и благодаря своему качеству и эффективности". "В 2008 году мы представили на рынок марку "Комарикофф", которая сразу стала популярной - единственная детская серия в масс-сегменте. Традиционно детские марки выпускаются на рынке инсектицидов и репеллентов в высоком и премиум сегментах, мы решили, что подобные продукты не могут превышать принцип разумной цены: цена на полке в 200 руб. и выше является запредельной для многих россиян", - отмечает директор по маркетингу компании "Русинхим" Ирина Севрюкова. Докризисные инновации Эксперты уверены, что из-за экономического спада на рынке репеллентов и инсектицидов не будет такого количества инноваций, как в последние годы. "Я думаю, что 2009 год – не лучшее время для инноваций на данном рынке. Скорее всего, покупатели будут выбирать традиционные бренды и ранее известные типы средств. Наиболее динамичное развитие мы ожидаем в сегментах кремов в тубе и аэрозолей как наиболее практичных и эффективных средств", – считает Александр Чураков. |