"Скорее всего, в ближайшие года два не произойдет серьезных изменений в структуре рынка, а как только экономическая ситуация стабилизируется, можно будет ожидать запуска принципиально новых продуктов и освоения новых сегментов", – утверждает Надежда Неокесарийская. Поэтому в 2009 году потребителям придется выбирать то, что было придумано в предыдущие годы. По мнению Наталии Подпориной, наибольшая динамика будет у продуктов в спреевой форме, сохранится высокая динамика у аэрозолей, кремы продолжат стагнацию. В последние годы было выпущено много новинок в сегменте аэрозолей и спреев. "В прошлом году мы запустили инновационное средство – аэрозоль OFF! Smooth & Dry, который защищает от комаров на четыре часа и обладает ранее не представленным на рынке эффектом сухого аэрозоля. При нанесении средства не остается липкого эффекта, аэрозоль приятен на коже и обладает тонким ароматом", – рассказывает Надежда Неокесарийская. "Аэрозоли с эффектом "сухого распыления" позволяют нанести средство быстро, равномерным тонким слоем без пятен. К тому же такая форма наиболее удобна для обработки одежды. В нашем ассортименте практически половина репеллентных средств представлена в аэрозольной упаковке", – говорит Александр Чураков. На рынке появляется все больше средств для защиты не только от комаров, но и от других насекомых. "Стоит отметить интерес со стороны потребителей к продукции, защищающей от клещей. В настоящее время это направление становится все более актуальным. От сезона к сезону увеличивается количество людей, пострадавших от укусов клещей. Важную роль в профилактике инфекций, передаваемых клещами и зачастую ведущими к инвалидности, играют специальные репеллентные средства, – считает Надежда Неокесарийская. – В линейке OFF! представлен аэрозоль от клещей и других кровососущих насекомых – "OFF! Экстрим". Средство защищает от клещей до четырех часов, от комаров – более восьми часов". "Потребитель с интересом воспринимает новые продукты, защищающие от различных насекомых, например, аэрозоль от клещей и аэрозоль от мошек в линейке марки "Дэта", – утверждает Елена Образцова. Кроме того, появились продукты, учитывающие климатические различия разных регионов страны. "В сезоне 2008 года вышел успешный продукт, впервые дифференцированный по региональному признаку: специальный аэрозоль "Дэта" для тайги и тундры, разработанный для условий повышенного скопления насекомых", – говорит Елена Образцова. Появились также средства, снижающие зуд после укусов насекомых. "Спрей после укусов насекомых OFF! After bite, который снимает зуд и неприятные ощущения на коже после укуса комаров, слепней, а также после контакта с медузой или крапивой. Спрей компактный, и его удобно брать с собой", – рассказывает Надежда Неокесарийская. Для детей Как отмечает Татьяна Васильченко, перспективен детский сегмент защиты от комаров. По словам эксперта, в течение последних трех лет – с 2005 по 2008 год – наблюдается существенное повышение спроса на продукцию детской серии средств защиты от комаров. И предложение средств для детей достаточно велико. Как заявляет Елена Образцова, вывод инновационной марки Masque baby в 2006 году стало реальным прорывом, так как до ее появления все средства для детей были разрешены только с двухлетнего возраста. "Специализированная марка Masque baby создана для защиты самых маленьких потребителей – детей с года – и представлена в верхнем ценовом сегменте, – говорит эксперт. – Появление в сезон-2008 детской пенки "Бэби Дэта" – новинки на рынке репеллентных средств – также было воспринято покупателями с интересом". Специальная линия для защиты детей от года – Picnic Baby – есть и в ассортиментном портфеле ТМ Picnic компании "Арнест". "Линия включает самые современные действующие вещества нового поколения и содержит экстракт ромашки", – уточняет Александр Чураков. В этом летнем сезоне новинку представляет компания SC Johnson – OFF! Kids. "Это детский крем от комаров, который надежно защитит ребенка от укусов насекомых", – сообщает Надежда Неокесарийская. Разрабатывая марку для самых маленьких (с "0") "Комарикофф", компания "Русинхим" тщательно подошла к рецептуре средств. "Все детские марки инсектицидов на рынке России, по сути, являются "взрослыми" - аналогичные химические составы, обычные отдушки, совершенно ненатуральные, а ТМ "Комарикофф" - принципиально новый подход к детской серии: сниженное содержание химических инсектицидов, никаких отдушек, в качестве синергиста - 100% натуральный пиретрум", - комментирует Ирина Севрюкова. Одной из тенденций является то, что большинство средств содержит дополнительные полезные и, как правило, натуральные вещества. "Состав репеллентов обогащается натуральными компонентами, ухаживающими за кожей, – отмечает Александр Чураков. – Так, в состав средств линии Picnic Family входят натуральные растительные экстракты, которые обладают успокаивающим и противовоспалительным свойствами и обеспечивают бережный уход за кожей. В состав средств входят экстракты ромашки и алоэ, которые способствуют смягчению и увлажнению кожи. В состав бальзама после укусов также включены экстракты ромашки и календулы, которые обладают успокаивающим и противовоспалительным эффектом и способствуют быстрому снятию зуда и покраснений кожи". "В средствах всех серий используются натуральные репелленты или экстракты для ухода за кожей. В серии "Дэта" и "Бэби Дэта" это экстракты пихты, гвоздики, алое вера, в продуктах марки "Комарофф" – мята, в средствах Masque baby – ромашка", – рассказывает Елена Образцова. "Впервые в России мы представили натуральные инсектициды для быта, серия Dr.Klaus Natura, понимая, что натуральные, экологичные продукты в век "сплошной" химии являются наиболее востребованными потребителями, особенно для защиты детей и животных", - уверена Ирина Севрюкова. Дизайнерская защита Что касается инсектицидов, то в этом сегменте наиболее популярны средства против комаров и моли. "Сегмент средств от моли существенно вырос. Объем в денежном выражении увеличился почти на 30% в 2008 году по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, по данным "Nielsen Россия" в 24 городах России в мае-августе 2008 года, – рассказывает Татьяна Васильченко. – "Раптор" является безусловным лидером продаж в категории аэрозолей от моли с долей более 30% в денежном выражении". Инновации в основном характерны для категории средств защиты от комаров. Например, в 2009 году компания Upeco вывела на российский рынок новый прибор "Раптор Mobile" для защиты от комаров, который работает от батареек и в состав инсектицидной формулы которого входит новейшее суперэффективное японское действующее вещество – метофлутрин. Компания SC Johnson предлагает инновационное средство для уничтожения комаров и мух – "Raid электродиффузер" со сменным блоком. "Это средство создано поуникальной технологии. В его основе – кремниевое ядро, содержащее действующее вещество, расход которого можно легко определить по специальному индикатору. Новый Raid удобен в использовании, поскольку не требует ежедневной замены, так один сменный блок гарантирует защиту в течение 30 ночей. Более того, не нужно касаться средства руками, так как оно помещено в пластиковый корпус", – рассказывает Надежда Неокесарийская. Модель "Raid электродиффузер" была создана итальянским дизайн-бюро Pininfarina. "Это средство не только защитит дом от комаров и мух, но и станет украшением и гармоничной деталью интерьера", – уверена Надежда Неокесарийская. Компания "Русинхим" в 2009 году выводит на массовый рынок инновационный продукт - пепелатор Dr.Klaus. "Пепелатор - принципиально новый подход в борьбе с комарами: не требует розеток, не наносится на кожу, действует мгновенно, безопасен для человека и животных. Это инновационный мобильный прибор с маленьким вентилятором, приводимым в движение энергией двух пальчиковых батареек, эффективно уничтожает летающих насекомых как в закрытом помещении, так и на открытом воздухе", - сообщает Ирина Севрюкова. Новинок и инновационных моделей средств защиты от насекомых к сезону 2009 года выпущено достаточно и хватит на ближайшие два-три года, чтобы потребитель смог выбрать то, что ему по душе и по карману. И снова можно будет приниматься за инновации. ФАКТЫ Суммарный объем рынка репеллентов и инсектицидов составляет около 30 млн шт. и около 800 млн. руб. Емкость рынка репеллентов в денежном выражении – порядка $32-35 млн по курсу сезона 2008 года, в физическом выражении – 23-27 млн шт. ежегодно. В связи с ухудшением покупательной способности в 2009 году ожидается увеличение объема массового сегмента и уменьшение объема продаж премиальных средств. Наиболее динамичное развитие прогнозируется в сегментах кремов в тубе и аэрозолей как наиболее практичных и эффективных средств. Наталия Кузнецова, журнал "Новости торговли" апрель 2009 г.
|