Сектор полимерной упаковки в условиях кризиса остается одним из самых благополучных, так как потребление продуктов питания сокращается значительно медленнее, нежели, например, одежды и товаров длительного пользования. Действительно, большинство опрошенных Newchemistry игроков упаковочного рынка, констатировали сохранение его объемов или же незначительное падение (по сравнению с 2008 г.). Иными словами, «люди не стали меньше есть» - этим и объясняется относительная стабильности. Если же говорить о таком традиционном продукте как молоко, то его доля в потребительской корзине даже увеличилась. То есть, покупатель, будучи ограничен в средствах, отказывается в его пользу от более дорогих продуктов: «пакет молока и батон – мы кризис переживем». Даже при самом сильном спаде экономики, вряд ли сильно упадет спрос на молоко (скорее, возрастет). Потребитель старается экономить, покупая более дешевые продукты. А поскольку затраты на упаковку являются довольно весомой составляющей в их себестоимости, то здесь есть определенная почва для оптимизации предложения производителя. В пищевой промышленности имеет место тенденция перехода к гибкой печатной упаковке от более дорогих материалов. И в условиях кризиса она должна усилиться. «Молочники» все больше стараются работать на сегмент «эконом», констатируя некоторое смещение спроса на региональных рынках в пользу дешевых продуктах. Причем это касается и лидеров российского рынка. Лидеры идут в «эконом» В апреле 2009 молоко в мягкой полиэтиленовой упаковке (в финпаке) начал выпускать «Вимм-билль-данн» (ВБД). Принадлежащий ему новосибирский завод «Сибирское молоко», ранее разливающий продукцию только в тетра-пак, пустил линию розлива под финпак, мощностью 5000 упаковок (объем одной — 0,9 л) в час. По словам менеджера новосибирского офиса ВБД Антона Калтыгина, молоко в финпаке будет стоить на 30-40% дешевле аналога в тетрапаке — менее 20 руб./0,9 л против 26 руб./0,95 л. Таким образом, компания появляется в низкоценовом сегменте рынка Новосибирска, где до сих пор были лишь небольшие производители. Ранее, в «тучные годы», этот шаг не имел смысла, теперь же наблюдается некоторое смещение спроса в сторону дешевых продуктов. За счет молока в финпаке «Сибирское молоко» надеется увеличить продажи пастеризованного молока на 10%. Подобной стратегии придерживаются и другие крупные участники рынка. В частности, смещение спроса в сторону базовых продуктов с конца 2009 г. (молока, сметаны) и увеличение объемов продаж молока в мягкой упаковке подтверждает компания «Юнимилк». По словам пресс-секретаря Юлии Гончаренко, «Юнимилк» давно выпускает молоко в мягкой упаковке под маркой «Село Луговое» и намерен увеличить объем его производства. Жуланский масло-сырный завод (Новосибирская область) с января 2009 производит в сутки 5000 упаковок молока и кефира в мягкой упаковке, в феврале — марте продажи этой продукции (по 16 руб./л) выросли на 10%, к лету завод намерен вдвое увеличить мощность завода, говорит Юлия Гончаренко. |