Очень низкий спрос со стороны строительных компаний и автопроизводителей, снижение цен на драгоценные металлы – вот основные факторы, обусловившие существенное уменьшение продаж в сегменте функциональных решений. Особенно сильно ухудшились показатели в подразделениях по выпуску катализаторов и покрытий. Что касается объемов продаж в подразделении химикатов для строительной отрасли, то они остались на уровне первого квартала 2008 года. На деятельности данного сегмента негативно сказался резкий спад показателей в автомобилестроительной отрасли. В сегменте решений для сельского хозяйства рост объемов и цен привел к заметному увеличению показателей продаж. Приобретенный в конце 2008 года бизнес Группы Sorex также внёс свой вклад в рост продаж. Кроме того, хороший старт года связан с наступлением очередного посевного периода в Европе и Северной Америке. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы поступлений в данном сегменте значительно увеличились. Это произошло благодаря росту объемов продаж и высоким показателям маржи, а также за счёт благоприятной динамики колебаний курсов валют. В сегменте нефти и газа отмечен небольшой рост продаж. Эффект от резкого удешевления сырой нефти здесь был с избытком перекрыт ростом цен в секторе торговли природным газом. Прибыльность в секторе разведки и добычи существенно снизилась, а в секторе торговли природным газом – заметно выросла по причине высокой маржи. Однако этого оказалось недостаточно для того, чтобы компенсировать общее снижение показателей. Показатели деятельности подразделений, объединенных в группу "Прочие", существенно снизились – в основном за счет уменьшения продаж продуктов на основе стирола. Что касается выпуска удобрений, то здесь негативным фактором стал необычно поздний и короткий сезон их внесения. Кроме того, на показателях неблагоприятно сказались валютные потери от хеджирования прогнозируемых объемов продаж, не распределенные по другим сегментам. Позиция "Специальные статьи" (минус 57 млн. евро) включает, в частности, затраты на реструктуризацию. В первом квартале 2008 года аналогичный показатель составил -51 млн. евро.Показатели доходности продемонстрировали отрицательную динамику по сравнению с первым кварталом прошлого года. Так, величина EBIT снизилась на 60% (до 928 млн. евро), а EBITDA – на 46% (до 1,6 млрд. евро). Финансовые результаты оказались на 80 млн. евро хуже, чем в 1 кв. 2008 года. Основной причиной этого стало снижение (на 52 млн. евро) прибыли от инвестиций, учитываемой суммарно по доле участия. Показатель прибыли до уплаты налогов и долей миноритарных акционеров в 1 квартале 2009 г. снизился на 67% - до 726 млн. евро. Ставка налогообложения составила 37,1% (ниже, чем в первом квартале прошлого года). Значительно уменьшились налоги на прибыль, полученную от добычи сырой нефти; в соответствии с действующим в Германии законодательством о налогообложении прибыли компаний, эти налоги не подлежат компенсации. Чистая прибыль снизилась на 68% - до 375 млн. евро. Показатель прибыли в расчете на одну акцию в 1 квартале 2009 года составил 0,41 евро (для сравнения: в 1 квартале 2008 года – 1,24 евро). Снижение продаж и поступлений по всем регионам В 1 квартале 2009 года продажи по местонахождению компаний в Европе упали на 21%, а доход от операций (EBIT) до учета специальных статей снизился ещё заметнее – на 989 млн. евро, и составил 797 млн. евро. Падение спроса в ключевых отраслях особенно резко отразилось на сегментах химикатов и пластмасс, где было отмечено очень существенное снижение продаж и поступлений. Несмотря на падение цен на нефть, сегмент нефти и газа внёс значительный вклад в общие показатели деятельности. Продажи по местонахождению компаний в Северной Америке снизились на 35% (в долларах США), что соответствует -26% в пересчете на евро. EBIT до учета специальных статей уменьшился на 197 млн. евро – до 71 млн. евро. Снижение показателей затронуло практически все сегменты; только в сегменте решений для сельского хозяйства продажи и поступления заметно выросли. Эта позитивная динамика была связана, главным образом, с увеличением объемов и более высокими величинами маржи в секторе фунгицидов и гербицидов. В Азиатско-Тихоокеанском регионе продажи упали на 42% (в местной валюте), что соответствует -34% в пересчете на евро. Кроме того, здесь отмечено значительное (-171 млн. евро) падение показателя EBIT до учета специальных статей, который составил 53 млн. евро. Выраженная негативная тенденция была зафиксирована почти во всех сегментах; одной из главных её причин стал резкий спад экспортного бизнеса в тех отраслях, где осуществляют свою деятельность заказчики BASF. Исключением является рост показателей в сегменте решений для сельского хозяйства, обусловленный высоким спросом на продукцию данного сегмента в ряде крупных стран (Япония, Китай, Индия). |