Секреты «военных коммерсантов» В упомянутом журнале «Строительство» менеджеры «494 УНР» были названы «военными коммерсантами», перед которыми «открылись неожиданные перспективы». Но секрет успеха менеджеров компании как раз в том, что эти перспективы открыли они сами (вероятно, руководствуясь военными принципами стремления к порядку и четкости). Компания решила запатентовать перспективные для рынка технические решения, в частности, технологию производства пластиковых геоячеек, и стать официальным российским производителем. Для этого в 1993 г. одному из институтов было заказано техническое задание на разработку аппаратов для сварки полиэтиленовых лент с помощью ультразвука. На технологию, разработанную на основе полученных результатов, был получен международный патент (Патент на изобретение). Кроме того, защитили патентами и конструктивные решения с применением геоячеек «ПРУДОН-494», оформили технические условия… Надо отметить, что УНР, благодаря солидному опыты в строительстве и проектировании (на сегодняшний день более 250 км федеральных дорог), получила большие преимущества в плане внедрения и продвижения новой продукции на рынок. Это помогло, в частности, при разработке новых конструктивных решений, контактах с проектировщиками, составлении рекомендаций и нормативно-технической базы. Как видно из названия брэнда (торговая марка «ПРУДОН-494» - «Пластиковые Решетки Укрепляющие Основание Насыпи»), первой сферой применения этих геоячеек стало дорожное строительство, где «494 УНР» на сегодняшний день добилась серьезных успехов (в том числе и в условиях Сибири и Крайнего Севера, до – 60оС). Кроме того, геоячейки хорошо себя зарекомендовали и в армировании грунтов при обустройстве месторождений и других объектов, связанных с добычей и транспортировкой нефти. (Последний факт объясняет то, что в числе крупных партнеров «494 УНР» - такие компании, как, например, «Газпром»). Геоячейки «ПРУДОН» успешно продвигались на рынке, при этом специалисты УНР работали над новыми сферами применения и конструктивными решениями, осваивая перспективные сферы. Факты и контрафакты Между тем рынок геоячеек стремительно рос. Потребности превышали возможности производства. В Россию хлынул импорт (в том числе дешевой низкокачественной продукции из Китая). Осознавая экономические перспективы и потенциал рынка, многие игроки решили заняться выпуском геоячеек. Но, поскольку дорожное строительство – сфера, в которой закупкам уделяется повышенной внимание (в плане их технического и документального сопровождения, сертификации продукции и т.д.), использовались различные способы «легализации» (вплоть до того, что технические условия, протоколы испытаний, схемы конструктивно-технических решений и т.д. «фабриковались» или копировались с сайтов легальных производителей). Другим приемом «конкурентной борьбы» стало составление различных «экспертных» заключений, полученных при содействии заинтересованных специалистов НИИ и прочих организаций. В них не только подтверждалась обоснованность и эффективность применения продукции в различных сферах строительства, но и приводились «результаты сравнительных испытаний». В них показывались преимущества конкретной марки геосинтетической продукции перед другой (конкурирующей). Еще один способ – это пересогласование проектной документации, когда в обход интересов собственника технологии (разработчика конструктивного решения) и инвестора проекта, утвержденная марка геоячеек заменяется на другую, как правило, более дешевую. В данном случае могут быть задействованы заинтересованные подрядчики или даже проектировщики. Из этой же серии другой «прием конкуренции», также связанный с подменой одной торговой марки (более известной) на другую, но основанный, скорее, на «ассоциативном» восприятии информации потребителем. Например, в Интернете размещается якобы ссылка на известную торговую марку. Но «кликая» на нее, пользователь попадает на абсолютно другой сайт, не имеющий никакого к ней отношения. Естественно, там размещено предложение на геосинтетику с контактными телефонами. Таким образом, неизвестный брэнд (или же вообще контрафакт) может продвигаться в сети за счет чужого индекса цитируемости. Данные «методы» развивались по мере увеличения на рынке числа игроков и ужесточения конкурентной борьбы. Они имеют место и сегодня – на рынке «не стало свободнее» (кризис), а российская правовая система совершенствуется не так быстро… Полезные модели Тем не менее, всегда есть лазейки, чтобы обойти юридические преграды с соблюдением законности. Так, несмотря на авторское право «494 УНР» на производство пластиковых геоячеек (патент на метод сварки полиэтиленовых лент с помощью ультразвука), его удалось обойти. Чтобы легально выпускать геоячейки, российским компаниям нужно оформить «патент на полезную модель». Полезная модель — новое конструктивное воплощение идеи, которое позволяет на практике решить определенную проблему в области техники. В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству. |