Пока стабильная, но потенциально взрывоопасная ситуация в Североуральске, где свыше 60% занятых работает на Североуральском бокситовом руднике («Русал»): выработка ведется на очень глубоких горизонтах, из-за чего бокситы по себестоимости дороже импортных. Еще в конце 90−х прежний собственник всерьез рассматривал вариант переселения шахтеров в Коми на разработку Среднетиманского месторождения, но период высоких цен эту проблему временно снял. То же в Краснотурьинске, где алюминиевое производство на Богословском заводе («Русал») по уровню технологий серьезно отстает от сибирских активов «Русала». Верхний Уфалей, где падение производства составило примерно 80%, зависит от «Уфалейникеля» (входит в Промышленно-металлургический холдинг) и Завода металлургического машиностроения. «Уфалейникель» использует устаревшие технологии производства плюс частично использует давальческое сырье «Норникеля», из-за чего себестоимость намного выше цен. В городе Кушва (34 тыс. населения) в 190 км от Екатеринбурга крупнейшее предприятие — Завод прокатных валков — простаивает: прокатные валки, используемые при производстве стального проката, предприятия черной металлургии закупать перестали. Тем не менее два других завода — Баранчинский электромеханический (около тысячи работающих) и Кушвинский электромеханический (менее 500 человек) — продолжают работать благодаря спросу со стороны энергетиков. Угрозу скорее представляет конфликт собственников. В городе Артемовский (33 тыс. человек) крайне тяжелое положение на Егоршинском радиозаводе из-за длительных задержек оплаты продукции АвтоВАЗом, но ситуацию пока спасают другие предприятий (в частности, Буланашский машзавод, входящий в ПГ «Генерация»). Отчасти проблемы в этой группе городов решаются элементарным налаживанием нормального финансирования со стороны госкомпаний. Так, проблемы единственного живого производителя танков и крупнейшего производителя вагонов — УВЗ (Нижний Тагил) — вызваны не только сокращением заказа со стороны РЖД, но и задержкой с финансированием гособоронзаказа. Та же причина ударила по Усть-Катаву (Усть-Катавский вагоностроительный завод), Миассу (Машиностроительный завод), Копейску (Завод пластмасс) и многим другим. Количество безработных в этих городах резко выросло не только из-за сокращений, но и благодаря вернувшимся вахтовикам и людям, жившим и работавших в областных центрах. На выход Решение проблемы моногородов известно — это повышение мобильности населения. Решение это непростое, небыстрое, и работает оно только в системе множества связанных между собой мер, по сути, требуется серьезное изменение нынешней федеральной экономической политики. Первое, что необходимо, — это система социального арендного жилья в городах — реципиентах рабочей силы (областных центрах прежде всего). А значит, надо запустить программу жилищного строительства, ту, которую не удалось запустить в рамках проекта «Доступное жилье». Второе — нужно глобальное улучшение коммуникаций: дорог, системы пригородного общественного траснпорта — между теми городами, которые мы хотим оставить на карте страны, причем в первую очередь между потенциальными участниками агломераций. А это значит, что нужны серьезные вложения в транспортную инфраструктуру не через пятьдесят лет, когда мы опять вернемся к благополучию, а прямо сейчас. Третье — нужно поддерживать структурные сдвиги в экономике, облегчая формирование новых рынков и отраслей, а не вынуждая компании сохранять устаревшие по технологии предприятия. Для этого необходимы относительно дешевые и длинные деньги. Мы неминуемо возвращаемся к более лояльной основному капиталу финансовой политике, а заодно и к более гибкой налоговой. Четвертое. Если мы хотим, чтобы регионы сами могли решать свои проблемы, нужно изменить налоговую политику в пользу регионов, а также стимулировать развитие региональных финансовых институтов. Если распиаренные пикалевские события станут точкой отсчета новой экономической политики, тогда Светлану Антропову мы признаем человеком года. По материалам www.expert.ru Познакомиться с полным перечнем инвестиционных проектов в области производства строительных материалов, которые находятся на разной стадии реализации, Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ незавершенных инвестиционных проектов в индустрии производства строительных материалов».
|