В результате цены на этот товар, устанавливаемые "Белорусской калийной компанией", являющейся на мировом рынке компенсирующим производителем, оказывают влияние на стоимость акций добывающих компаний, поставляющих на рынок это удобрение. Генеральный директор "Уралкалия" Владислав Баумгертнер сообщил на конференции производителей, прошедшей в начале прошлого месяца в Канаде, что, по его мнению, цены на поташ могут превысить 800 долларов (за тонну хлорида калия с учетом перевозки и страхования) в четвертом квартале этого года. Во время его выступления демонстрировалась таблица, показывающая изменения цены поташа, происходившие с первого января. Около 40 процентов производимого "Уралкалием" поташа продается "Белорусской калийной компанией" по договорам, заключающимся на 12 месяцев и пересматриваемых раз в год, обычно весной. Сначала проводятся переговоры с индийцами, затем с китайцами. Цена продаваемых "Белорусской калийной компанией" удобрений определяется контрактами, подписываемыми с одним или несколькими дистрибуторами, действующими в этих странах. В Индии, например, у БКК имеется один клиент, Indian Potash Ltd (IPL). В Бразилии два или три, в Китае их несколько. По данным аналитиков, в общей сложности 10 крупнейших клиентов "Белорусской калийной компанией" покупают более половины ее продукции. По словам Баумгертнера, в начале этого года контрактная цена для Индии составляла 270 долларов США. В марте 2008 БКК и Indian Potash Ltd договорились о том, что начиная с мая 2008 года по май 2009 года цена будет составлять 625 долларов. Получается, за год цена выросла на 132 процента. Первого апреля 2009 заместитель директора "Белорусской калийной компании" Олег Петров сказал, что цены, установленные для индийских покупателей, будут использоваться в качестве ориентира во время переговоров с китайцами. Для Китая цены, установленные в прошлом году, составляли 250 долларов, срок действия того контракта истекает этой весной. В январе 2009 поташ, поставляемый "Уралкалием" по железной дороге или по морю в северо-восточные регионы Китая, стоил 370 долларов. Бразилия, являющаяся третьим по размеру рынком "Уралкалия", в январе платила по 450 долларов за тонну. Под давлением они были вынуждены согласиться с повышением цен. Представители "Белорусской калийной компании" говорят, что к июлю цены достигнут отметки 700 долларов, к ноябрю - 800 долларов. Недавно в Москве Петров заявил, что "довольно скоро" цены могут приблизиться к отметке в 1000 долларов. Он дал понять китайским покупателям, что им, возможно, придется согласиться на более высокую цену, чем та, которая была установлена для индийцев. В противном случае поташ может быть продан кому-нибудь другому. Результат переговоров БКК сейчас известен: чтобы получить калий, Китай вынужден перебивать цены других азиатских потребителей, кроме того, значительная часть продукции, ранее поставлявшейся в Китай, теперь уходит к другим покупателям, предлагающим еще более высокие цены. По словам Баумгертнера, из-за изменений мирового спроса и покупательной способности, произошедших в этом (2009) году, "Уралкалий" начинает поставлять калий в новые регионы мира. В 2007 году на долю Китая приходилось 40 процентов поставок, в этом году эта доля упадет до 23 процентов. Доля Индии вырастет с 7 до 12 процентов, доля Юго-Восточной Азии вырастет с 11 до 17 процентов, Европы - с 8 до 12 процентов, а Соединенных Штатов - с нуля до 4 процентов. Доля Бразилии не изменится и будет составлять 21 процент. В условиях, когда корабли могут легко менять порты назначения, традиционно сильные покупательные позиции Китая и его способность оказывать давление в ходе переговоров ослабевают, отмечает один аналитик из Москвы. "Китайский рынок имеет большую важность для "Уралкалия", однако тот факт, что "Уралкалий" может направить свою продукцию на другие рынки, повышает вероятность того, что уровень цен для Китая окажется гораздо выше, чем мы ожидаем". Если посчитать поставки "Белорусской калийной компании" вместе с прямыми поставками в Китай компании "Уралкалий Трейдинг", то на долю "Уралкалия" и "Беларуськалия" придется 33 процента мирового экспорта. "Сильвинит", второй производитель калия в России, торгующий самостоятельно, занимает 12 процентов рынка, благодаря чему россияне контролируют 45 процентов рынка. Конкуренты из Северной Америки, компания Canpotex, выпустившая свои акции в Сингапуре, контролирует 26 процентов рынка, на долю немецкой K+S Group приходится 14 процентов. |