Прогнозы дальнейшего развития данного рынка в России могут делать компании, которые давно и успешно работают на рынке бутилированной воды и имеют в своем штате полноценные аналитические отделы. Рынок бутилированной питьевой и минеральной воды на сегодняшний день является одним из самых быстрорастущих потребительских рынков в России, на его долю приходится, по данным www.aquaexpert.ru, от 40% до 66% всего рынка безалкогольных напитков. При этом российский рынок питьевой и минеральной воды имеет свою ключевую особенность: на нем особенно активны региональные производители, которые вытесняют с рынка импортную продукцию. Региональные производители минеральной воды занимают 75% этого рынка и, по мнению экспертов, имеют все возможности увеличить свое присутствие на рынке еще на 6-8%. Говоря о размерах рынка минеральной и питьевой воды, можно привести данные DISCOVERY Research Group, согласно которым, его объем (без учета стоимости кулеров) в 2001 году составлял 1,7 млрд. литров, а уже в 2008 году достиг 3,3 млрд. литров. Специалисты компании ACNielsen, проводившие в 2006 году исследование в 25 крупнейших городах России, отметили устойчивый рост продаж бутилированной негазированной воды. Особенно ярко данная тенденция проявляется в Москве и Санкт-Петербурге, где на такую воду приходится 49,9% и 47% соответственно от общего объема розничных продаж в натуральном выражении. Учитывая, что развитие российских региональных рынков с незначительной задержкой полностью повторяет путь московского, эту же картину можно будет наблюдать и в регионах. Специалисты отмечают, что одним из наиболее растущих сегментов водяного рынка является сегмент HOD (home and office delivery), доставка питьевой вода в 19-ти и 5-ти литровых емкостях. Этот сегмент рынка достаточно новый для России, но потенциал его роста огромен. Эксперты ожидают, что он будет расти как минимум на 20 - 25% в год, причем наиболее высокими темпами будут расти объемы продаж пятилитровых бутылей. В первую очередь это касается Москвы, Санкт - Петербурга и городов-миллионников. Европейские тенденции Несмотря на то, что конкурентная ситуация в каждом городе - в российской глубинке или в столице западноевропейского государства - уникальна, развитие рынка происходит по одним и тем же законам. И, если российские региональные компании могут изучать и адаптировать опыт наиболее успешных московских предприятий по доставке воды, то московским приходится быть в курсе последних тенденций на рынке Европы. Именно поэтому важно следить за любой информацией, поступающей от зарубежных производителей. Особенно за информацией с крупных международных выставок, таких как Торговая выставка и конгресс Европейской ассоциации производителей бутилированной воды (EBWA), которая проходила в Варшаве в октябре 2007 года. Согласно материалам этого форума, Европейский рынок потребления бутилированной воды является главным в мире, и объемы рынка крупнейшего мирового потребительского рынка - США - уступают ему более чем в три раза. Географически количество потребления бутилированной воды показывает, что 64% такой воды потребляется в Европе, 21% - в Соединенных Штатах Америки, 3,5% - в восточных странах и 11,5% приходится на оставшийся мир. Более высокое потребление бутилированной воды в Европе наблюдается, прежде всего, из-за того, что там раньше осознали роль очищенной воды для человека. Изначально европейский рынок был направлен на производство газированной (карбонизированной) воды, однако сейчас покупатели предпочитают использовать не газированные напитки. Статистика гласит: в Европе потребление безалкогольных напитков достигает 170 - 200 литров в год на человека, из них около 100 литров приходится на долю бутилированной питьевой воды. Самая авторитетная на этом рынке исследовательская компания Zenith International в своих исследованиях рынка бутилированной воды одним из главных статистических показателей считает количество установленных кулеров. Менеджер по исследованиям Zenith International Стюарт Фоксон в своем выступлении на Торговой выставке и конгрессе EWBA отметил, что рост числа кулеров в Европе постепенно замедляется. Несмотря на это, потребление бутилированной воды в Европе растет опережающими темпами - на 10,8% ежегодно. Это логично: установив однажды дома или в офисе кулер, потребители уже не смогут вернуться к потреблению водопроводной воды, и будут заказывать воду снова и снова. Важность российского рынка для Европы хорошо иллюстрирует тот факт, что треть своего выступления Стюарт Фоксон посвятил Восточной Европе и в первую очередь - именно состоянию российского рынка. Всего в России установлено более 590 тысяч кулеров, что на четверть больше, чем в занимающей второе место в Восточной Европе Польше. При этом отрыв лидеров от своих преследователей поражает: третье место занимает Литва с парком кулеров меньше 50.000 штук. О схожести российского и польского рынка говорил на выставке и Анджей Пиотровский, управляющий директор Eden Springs в Польше и странах Северной Европы. По данным Eden Springs, на польском рынке основную долю занимает бутилированная вода в небольших бутылках (72%), в то время как 19-литровые бутыли - только 18%. Несмотря на это, рост потребления (более чем в 5 раз за последние 15 лет) обеспечивается именно доставкой больших бутылей в офисы и дома. На что обращают внимание европейские потребители при выборе воды? На варшавской выставке EBWA ее нынешний президент Петер Хогерворст (также являющийся Управляющим Директором голландской компании Dolphin. Holding BV) привел данные любопытного исследования о наиболее важных критериях, которыми руководствуются потребители при выборе бутилированной воды. Они могут дать много пищи для размышления о том, каким аспектам коммерческой деятельности топ-менеджерам и владельцам компаний следует уделять большее внимание.. Так, исследование показало, что на первом месте для потребителей находится «Вкус воды», с показателем 3,42 (по шкале от 1 до 5), далее следуют «Чистота, натуральность продукта» с показателем 3,21, «Удобство упаковки» (3,18), «Свежесть» (3,00). Замыкают пятерку важнейших признаков «Газированность» (2,55) и «Внешний вид» (2,39).
|