Ситуация на российском рынке Принято считать, что рынку столовой воды стагнация не грозит. Снижение запасов питьевой воды, ухудшение экологической ситуации и рост доходов населения будут способствовать развитию производства бутилированной воды. В настоящее время в среднем по России каждая третья проба водопроводной воды не соответствует санитарно - химическим показателям и каждая десятая - санитарно - бактериологическим. Несмотря на это, потребление бутилированной воды в России отстает от европейского. Так, если в Польше среднестатистический потребитель выпивает 40 литров бутилированной воды в год, в Чехии - 50, а в Западной Европе в среднем 100 литров, в России этот показатель составляет примерно 21 литр. Как и на многих других рынках, на рынке доставки чистой бутилированной воды, компании, прежде всего, начали работать с наиболее крупными корпоративными клиентами, которые заказывали «часто и помногу». Эта тенденция актуальна и сейчас. По словам Елены Полотской, в «Королевской воде» сейчас делят потребителей на три группы - заказывающие более 100 бутылей в месяц; заказывающие от 50 до 100 бутылей в месяц; клиенты, потребляющие меньше 50 бутылей/мес. При этом клиенты из первой группы, занимая всего 6,8% в количественном выражении, потребляют 47% объема производства «Королевской воды», принося компании 39% выручки. В то время как представители третьей группы, заказывающие для своих компаний меньше 50 бутылей в месяц, приносят 38% прибыли, являясь самой многочисленной группой (более 84% от общего числа клиентов). Нетрудно догадаться, что именно представители третьей группы создают наибольшую нагрузку тем отделам компании, которые связаны с обслуживанием клиентов (колл-центр, доставка и т.п.). В то же время, именно в работе с мелкими корпоративными клиентами, а также домохозяйствами сосредоточены основные «точки роста» компании. Доли выручки компании, приносимые клиентами «первой» и «третьей» групп уже практически совпадают (39% и 38% соответственно). Таким образом, в будущем добиваться успеха будут те компании, которые смогут выстроить эффективную и низкозатратную систему по работе с небольшими заказами. Итак, какую стратегию выбрать бутилировочному предприятию на нынешнем этапе развития российского рынка? Учитывая тот факт, что на рынке бутилированной воды, в отличие от большинства других потребительских рынков, импортные товары не занимают доминирующее положение, шансы занять свое место под солнцем есть у любой компании, независимо от «прописки». Более того, на региональных рынках, на которых до сих пор наблюдается небольшое количество участников (существуют крупные города, в которых не более одного крупного производителя питьевой воды), наибольшие шансы получают местные производства, которые лучше знакомы с потребностями населения. Лидерами российского водяного рынка в 2010-2020 годах станут федеральные и крупные региональные компании, которые уже сегодня активно развиваются, имеют четкую маркетинговую стратегию, опирающуюся на высокое качество продукта и его близость к потребителю. Достигнуть таких высот им может помочь только оборудование для бутилирования воды, производители которого, основываясь на своем экспертном опыте, предлагают инновационные решения и надежный сервис. Влияние кризиса на российский рынок бутилированной воды Участники российского рынка бутилированной воды почувствовали на себе влияние мирового экономического кризиса уже в конце 2008 года. Считается, что первыми его ощутили на себе компании, специализирующиеся на поставках оборудования (кулеры, помпы, бутыли и т.п.). У некоторых из них спрос снизился на 40%. Крупнейшая компания по производству бутылей остановила два своих производства. Компании по доставке воды вместо ожидаемого декабрьского прироста ощутили небольшое снижение продаж. Особенно это почувствовали те, где число корпоративных клиентов превышает частников». Стремясь сократить свои расходы, некоторые предприятия предпочли отказаться от доставки бутилированной воды в офис. По оценкам коммерческого директора ЗАО «Новосибирскпродмаш» Сергея Нестерюка, наиболее сильно кризис затронул производителей бутилированной воды промышленных регионов, где предприятия являются градообразующими и обеспечивают жизнедеятельность целых городов. Сейчас они вынуждены останавливать производство, переводить сотрудников на неполную рабочую неделю, сокращать специалистов, что, несомненно, отражается на снижении спроса на кулерную питьевую воду. Сергей Нестерюк с сожалением констатировал, что ряд крупных производителей бутилированной воды, которые планировали приобрести оборудование для розлива, отказались от своих намерений, объясняя свое решение сложностью в получении кредитных средств, значительным повышением процентных ставок, а также сворачиванием программ по перевооружению и/или расширению производства. И все же большинство предприятий, выпускающих бутилированную воду, не склонны поддаваться панике и пессимистическому настроению. Мария Усачёва, директор по развитию компании «Живой источник», г. Киев, с полной уверенностью говорит о том, что большинство клиентов компании будут продолжать пить качественную воду и дома, и на работе: «Вода входит в число продуктов первой необходимости: растёт осведомлённость людей о полезных свойствах качественной воды и наши клиенты понимают, что природная артезианская вода – это не просто уровень жизни, но в первую очередь – здоровье, о котором каждому человеку необходимо заботиться. Сегодня наблюдаются некоторые изменения в структуре потребления воды – очень активизировались домашние потребители, растёт и клиентская база, и объёмы потребления. Дом, семья во время кризиса становятся центром стабильности жизни, появляется потребность больше времени проводить дома и заботиться о своей семье. В офисном сегменте спад потребления не значительный, хотя мы знаем, что некоторые наши клиенты сокращают штаты сотрудников. Но хорошие привычки и стиль жизни, это последнее, от чего отказывается человек. Показательный пример: когда в компаниях, где принимают решение о прекращении финансирования затрат на питьевую воду, за неё решаются платить сами сотрудники». Сергей Нестерюк отмечает, что, несмотря на кризис, с начала 2009 года интерес к оборудованию для розлива питьевой воды увеличился. Связывают это в компании, прежде всего, с тем, что сейчас начинается отток инвестиций из «проблемных» отраслей и увеличение интереса к перспективным направлениям. Производство бутилированной воды, по мнению Сергея, продолжает оставаться актуальным. Рынок бутилированной воды в России и странах СНГ появился не так давно и его емкость еще достаточно велика, он обязательно будет развиваться и укрупняться. Об этом свидетельствует и увеличение спроса на более высокопроизводительные линии. Способствует увеличению интереса к оборудованию и неустойчивость национальной валюты. Сейчас многие боятся потерять свои средства и, планируя в дальнейшем по-прежнему заниматься производством бутилированной воды, вкладывают деньги в приобретение линий розлива. |