Схема «Моногорода Урала» … Иди и ты к нам жить Хотя в экономическом плане Березники и Соликамск можно рассматривать как единый комплекс, в социально-политическом плане у городов есть серьезное отличие — характер взаимоотношений администрации города и градообразующего предприятия. И здесь Соликамск проигрывает. Еще с советских времен в моногородах сложилась логичная система: единственной кузницей управленческих кадров для городской администрации выступало якорное предприятие. Плюсы в такой модели есть: во-первых, административные главы проходили хорошую школу управления и были достаточно квалифицированны, во-вторых, пользовались уважением персонала, а значит, поддержкой основной части населения города, в-третьих, имели хорошие связи с руководством предприятия. В итоге город хоть и был вторичен по отношению к предприятию, но мог развиваться вместе с ним. С некоторыми изменениями подобная система сохранилась в Березниках: избранный весной 2006 года главой города Андрей Мотовилов около десяти лет до этого работал на градообразующем Уралкалии. Активную позицию в градоустройстве демонстрируют, по отзывам горожан, и березниковский «Азот» (точнее сказать, владеющий им холдинг Уралхим), и комбинат «Ависма». Так или иначе, векторы развития основных предприятий транслируются городу через активное взаимодействие администрации и производственного менеджмента. В Соликамске с его «Сильвинитом» ситуация иная. Избранный летом 2006 года на пост мэра Сергей Девятков — человек «не с предприятия», до избрания главой работал генеральным директором ООО «Стройменеджмент-Холдинг». И по свидетельствам многих, конструктивный контакт с руководством компании ему наладить не удается. А менеджмент «Сильвинита» зачастую занимает позицию отстраненного наблюдателя во многих вопросах городской политики. К тому же Соликамск значительно меньше Березников, и предприятий, сравнимых с «Сильвинитом» по социальному влиянию, здесь нет: магниевый завод по большому счету контролируется «Сильвинитом», Соликамскбумпром сравнительно с «Сильвинитом» работодатель некрупный (3,1 против 11,3 тыс. человек). Сообщество малых предпринимателей вообще разрозненно и проводить слаженную политику на городском уровне не способно. Не вдаваясь в анализ причин сложившейся в Соликамске политической ситуации, отметим, что горожане становятся заложниками противостояния городской администрации и одного из крупнейших работодателей в Пермском крае. Это негативно сказывается на общем уровне социальных ожиданий горожан. Насилу выскочить успели Объективных экономических причин для паники в рассматриваемых химических городах нет: продукция имеет устойчивый спрос, есть фундаментальные предпосылки для его роста, а уровень себестоимости опасений не вызывает. Некоторым исключением может стать разве что цементное производство, «не вовремя» реконструированное на ОАО «Сода» в Стерлитамаке: строительный спрос в ближайшее время вряд ли восстановится. Однако оно для предприятия — не определяющее. Самыми острыми для некоторых химических городов становятся вопросы демографии и социальных ожиданий. Как на одну из причин можно указать на самостоятельность предприятий. Компании, входящие в металлургические и нефтяные холдинги, отличает большая стабильность, диктуемая долгосрочными стратегиями развития крупных вертикально интегрированных структур. В этом смысле сибуровский Тобольск-нефтехим и газпромовский Салаватнефтеоргсинтез выглядят в выборке более привлекательными. Что касается находящегося на отшибе (в территориальном плане) монопрофильного Березниковско-Соликамского узла, то вряд ли даже сильные градообразующие производители калийных удобрений в состоянии в полной мере обеспечить городам уверенность в будущем. По нашему мнению, гарантом долгосрочных перспектив этой большой территории способно выступить только государство. Причем основным инструментом должна стать не диверсификация промышленности за счет малого бизнеса и туризма, а внятная стратегия промышленного развития. Если государство четко осознает, в каком качестве оно видит основные городские производства в структуре регионального и федерального промышленного комплекса на десятилетия вперед и закрепит это видение в соответствующих документах, то и у городов появится уверенность. В качестве первого и основного шага в этом направлении можно рассматривать реализацию проекта «Белкомур». Однако речь должна идти не только о строительстве железной дороги, но и о детальной разработке плана ее окупаемости и развития, основой которого должна стать промышленность Березниковско-Соликамского узла. «Эксперт Урал» №37 (391)
|