На ОАО «Воронежсинтезкаучук», также входящем в холдинг «Сибур», сократившем объемы производства за 9 мес. 2009 г. на 32,7%, завершается реализация проекта по разделению технологических схем производств СКД-НД и ДССК, начался этап комплексного опробования. Приступил к работе проектный офис по реализации планов строительства нового производства ТЭП мощностью 50 тыс. т/год. Идея строительства нового производства латексов мощностью 25 тыс. тонн в год принята руководством дирекции СК и находится в стадии разработки технико-экономического обоснования. Стоит также отметить Стерлитамакское предприятие «Синтез-Каучук», в 2009 г. реализующее новый проект – промышленное производство нового экологически чистого бутадиен-стирольного каучука (теперь это второе предприятие в России, которое выпускает данную продукцию). Новый каучук более экологичен на стадии переработки в резиновые смеси при производстве шин. Таким образом, отныне стирольным каучукам открыт путь на европейский рынок, тогда как реализация метилстирольных каучуков осуществлялась только по России и в Китай. Внутренний рынок: попасть в «Премиум» Главный потребитель синтетических каучуков на российском рынке – шинная промышленность. За первые шесть месяцев 2009 года совокупный выпуск шин в России ощутимо упал (главная причина – падение в автопроме). По сравнению с аналогичным периодом 2008 года он сократился практически вдвое: с 21 227 тыс. до 12 151 тыс. шт. Данный факт, безусловно, сказался на потреблении синтетических каучуков российской шинной промышленностью… Теперь шинный рынок восстанавливается: но, в первую очередь, это касается самых дешевых шин (сегмент С, цена — 700-1100 руб. за 1 шт.). В июне 2009 их производство выросло к январю примерно в семь раз — до 1,4 млн шт. — и почти достигло докризисного уровня (в июле 2008 г. было произведено 1,7 млн шин). Дорогие покрышки — бизнес-сегмент В (1100-1600 руб. за 1 шт.) и премиум-сегмент А (от 1600 руб.) — менее популярны: их производство в июне было в два и 2,9 раза меньше докризисных объемов. Потребитель вынужден ориентироваться на более дешевые предложения, обеспечить которые в условиях девальвации рубля и при наличии ввозных пошлин (с января 2009— 30-35%) способна только отечественная промышленность. Импорт шин в таких условиях сокращается - в Россию ввозятся в основном шин классов А и В производства Pirelli, Bridgestone, Continental. Данный факт должен в перспективе позитивно сказаться на потреблении синтетических каучуков отечественными шинными заводами. К примеру крупнейший российский производитель дешевых шин — «Нижнекамскшина» - во II квартале 2009 в сравнении с первыми тремя месяцами года увеличил выпуск легковых шин на 43% до 1,5 млн шт. Рост спроса на дешевые шины в кризис — закономерная тенденция. Дополнительный стимул производству дешевых может быть обусловлен ростом выпуска «бюджетных автомобилей». Например, производство «АвтоВАЗа» в июле 2009 к маю выросло на 41,5% до 33 186 автомобилей (данные «АСМ-холдинга»). На оживление спроса надеются и производители более дорогих шин, к которым все больше «присматривается» потребитель. В дальнейшем шины сегментов В и А будут более востребованы, чем дешевые шины. Спрос на последние — явление временное, с выходом из кризиса будут повышаться и требования потребителей, поэтому спрос повернется в сторону бизнес-сегмента. На это рассчитывают и иностранные шинные компании, заинтересованные в своем присутствии в России. Так, японские Itochu Corporation и Yokohama Rubber собираются в 2010 г. начать строительство завода в Липецкой области стоимостью 4,8 млрд руб. проектной мощностью — 3,5 млн шин в год, первая очередь на 1,4 млн шин будет введена в 2011 г. Инвестировать в Россию намерена и компания Pirelli, которая планирует ввести в России два завода. Первый планируется приобрести – из бывших активов «Амтела». Второе предприятие – по выпуску грузовых шин – будет построено «с нуля». Так, Pirelli подписано соглашение с госкомпанией «Ростехнологии» о создании совместного предприятия с начальной годовой мощностью в 4,2 млн. шин в год (в Самарской области). Инвестиции зарубежных компаний в шинный рынок России в перспективе должны найти позитивное отражение на внутреннем спросе на синтетические каучуки (в том случае, если будут закупать российское сырье; некоторые из них сегодня резиновые смеси импортируют). Выстраивая свои стратегии в направлении «на потребителя», сегодня отечественные «каучуковые» заводы стараются по максимуму уйти из списка поставщиков сырья для производства шин экономкласса (стоимостью менее 50 долларов за штуку) в класс премиум (стоимость свыше 120 долларов за штуку). По сути, шины первой категории остались только на конвейере АвтоВАЗа — даже «народный» ныне Renault Logan оснащается шинами более высокой ценовой категории, не говоря уже о более дорогих моделях и марках автомобилей. Прошедшие десять лет показали, что развитие шинной отрасли идет только в одном направлении — даже снижение доходов населения не изменило желание потребителей ездить на хороших шинах. Тем более что и зарубежные шинные игроки не собираются отказываться от размещения в России своих производств. Российские производители шин заинтересованы, чтобы государство повысило ввозные пошлины на грузовые шины с 15 до 25%, а также ограничило ввоз бывших в употреблении шин, как в случае с подержанными авто. В случае повышения пошлин должен увеличиться выпуск шин в России, а соответственно и впоследствии – потребление российский каучуков. Но многие зарубежные производители шин предпочитают работать на импортном сырье. И их переход на российские каучуки зависит от наличия предложения необходимых марок, а также их качества. Новые стратегии Рынок каучука становится все более профицитным. Одна из причин – пресловутый кризис, резко снизивший потребительский спрос. С другой стороны, строятся новые производства, конкуренция мировых производителей растет. Чтобы сохранить свои позиции, российским производителям необходимо расширять портфель высокотехнологичных и инновационных продуктов. А для этого требуется стать более ориентированным на конкретного потребителя и его запросы. В этих условиях крупнейшие российские игроки должны разработать новые «каучуковые» стратегии. Подобную стратегию, в частности, принял крупнейший российский лидер – холдинг «Сибур». Она предполагает повышение привлекательности компании за счет предоставления потребителям сервиса по логистике, технической поддержке и в то же время – постоянного улучшения качества продукции. Newchemistry.ru C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка синтетических каучуков можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок синтетических каучуков в России». |