Перспективы выхода новых игроков На российском рынке гигиенических изделий произошли два важных события: • Запуск в марте 2010 г. завода по производству подгузников и салфеток компанией Kimberly-Clark (КС) (Московская обл., г. Ступино). КС запускает две линии, мощностью 470 млн. шт. подгузников (17885 тонн) в год каждая. • Строительство в Тульской области (г. Венев) завода по производству детских и женских средств гигиены - компании SCA Hygiene Products. На первой фазе, в 2010 году, будет введена 1 линия, мощностью 350 млн. шт. в год. В 2011 году – еще одна аналогичная линия. Всего компания рассчитывает установить 4 линии, в т.ч. подгузники для взрослых «TENA» и женские прокладок «Libress». Таким образом, уже через год в России будут присутствовать высокотехнологичные современные заводы всех трех лидеров мирового рынка гигиенических изделий - P&G, Kimberly-Clark, SCA Hygiene Products. Несмотря на то, что все три компании перенесли в Россию пока только производство детских подгузников, не исключено расширение заводов и установка мощностей по изготовлению женских прокладок. Массовое открытие заводов мировыми гигантами говорит о том, что производство гигиенических изделий различных видов в нашей стране может быть экономически эффективным. А, значит, препятствий для ввода линий по выпуску женской гигиены на тех же производственных площадях фактически нет. Отметим, что технология производства подгузника и прокладки принципиально не различается. Состав материалов один и то же. На сегодня известно, что ввод мощностей по производству женских прокладок в 2011 году рассматривают: Kimberly-Clark (Kotex) и SCA Hygiene Products (Libress). В отношении P&G информации нет. Однако если учесть, что рынок классических прокладок приближается к насыщению, темпы роста падают, а конкуренция превращается в ценовые войны, то перенос производства в России является неизбежным. Прогноз развития рынка Российский рынок женских гигиенических прокладок приближается к стадии насыщения. При этом, если прокладки для «критических» дней уже переходят на этап зрелости, то ежедневные салфетки еще обладают потенциалом для роста. В целом же для отрасли характерны многие признаки зрелости, а именно: • Постоянное количество конкурентов; • Закрепившиеся лидеры; • Обновленная продуктовая линейка; • Установление определенных покупательских предпочтений; • Барьеры входа для новых игроков довольно высокие. На данной стадии происходит полное насыщение рынка, большинство покупателей уже покупают продукцию регулярно, темпы роста спроса снижаются. Происходит распределение долей на рынке, хотя конкуренция на рынке за его перераспределение все еще продолжается. В дальнейшем следует ожидать действий, направленных на защиту своих долей. Именно поэтому зарубежные игроки, в случае переноса производства на территорию РФ хотя бы одним производителем, нацелятся на местное производство. Помимо состояния отрасли, диктующего снижение доли импорта за счет переноса производства в Россию, в пользу данной тенденции говорит и изменение ситуации на рынке сырья. Во-первых, в стране организованы производства нетканых материалов гигиенического назначения - спанбонд и СМС. До 2008 года предложение нетканых материалов для производства гигиенических изделий полностью обеспечивали зарубежные производители. Во втором полугодии прошлого года ситуация изменилась в лучшую сторону – на рынок вышли сразу два современных высокотехнологичных производства по изготовлению качественных нетканых материалов для гигиенических изделий («Авгол Рус», «Регент»). По состоянию на конец 2009 года таких заводов уже четыре. Несмотря на широкое предложение нетканых полотен, импорт продолжает занимать лидирующие позиции в производстве гигиены, хотя процесс импортозамещения, безусловно, имеет место. Во-вторых, с высокой долей вероятности можно ожидать снижения ставок таможенных пошлин3 на те виды сырья, производство которых в нашей стране нет и не предвидится. Это, в частности, распушенная целлюлоза и суперабсорбент. Изменение пошлин рассматривается государственными органами по заявке одного из производителей гигиенических изделий. Организация производства женских прокладок на территории РФ, по-нашему мнению, не повлечет за собой скачков в росте спроса на классические гигиенические прокладки (эффект «местного производства»). Возможно, рост объемов местного предложения способен несколько «подтолкнуть» спрос на ежедневные салфетки. В этой связи прогноз объемов спроса на гигиенические изделия по первому сценарию (согласно которому количество производственных единиц в стране не изменится) будет приблизительно идентичен второму сценарию (при котором численность производственных единиц может увеличиться от 1-3). Существенные изменения коснутся структуры спроса – доля импорта может значительно снизиться. Познакомиться с анализом российского рынка женских прокладок Вы можете в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков:«Рынок средств женской гигиены в России». 3На целлюлозу распушеную – с 15% до 5%; На суперабсорбент – с 10% до 0%.
Об авторе: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов. • Маркетинговые исследования • Технико-экономическое обоснование • Бизнес-планирование Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков Тел.: (495) 672-70-46 E-mail: mail@akpr.ru WWW: www.akpr.ru |