Соrdiant Standart мы поставляем на сборочный конвейер АвтоВАЗа. Кроме того, по этой технологии мы производим нешипованные зимние покрышки Соrdiant Polar SL европейского типа. Также в прошлом году мы запустили в производство линейку спортивных низкопрофильных шин Соrdiant Sport. Помимо кислотно-кремниевых наполнителей мы используем различные другие компоненты: присадки, масла, уменьшающие нагрузку на экологию». Поставки АвтоВАЗу - это хороший старт, но насколько заинтересованы в наших «зеленых» шинах зарубежные автопроизводители? «Заинтересованы, и уже заключают контракты, - отвечает Штефан Прекоп. Недавно наши «зеленые» шины прошли тестирование на соответствие требованиям Volkswagen, мы заключили договор на поставку наших покрышек Согdiant Standart для новых VW Polo в Калуге. Успешно закончилось тестирование, проведенное фирмой Renault., в настоящий момент идет тестирование фирмой Skoda в Чехии, ведутся переговоры о со¬трудничестве с Volvo». Заманчивые перспективы На фоне нынешних проблеме компо¬нентами и технологиями планы на дальнейшее развитие у производителей каучуков и «зеленых» шин в СИБУРе выглядят почти фантастикой. Очень глубоко и научно обоснованной. О планах работы над новыми технологиями рассказывает Михаил Гордин (ДСК): «Я полагаю, что за 5 лет мы точно должны ликвидировать наше отставание в свойствах продукции. Хотя наша цель - не гонка за лидерами, а разработка принципиально новых технологий. В частности, мы планируем развивать новое перспективное направление смешивания совместно с иностранными партнерами. Процесс производства каучука очень энергоемкий. Новый способ смешивания значительно снизит энергопотери этого производства. Сейчас мы ведем с нашими партнерами переговоры о выработке тестовой партии каучука». О перспективах производства «зеленых» шин на СРШ рассказал Штефан Прекоп: «На сегодняшний день наши «зеленые» шины несколько уступают по своим физическим характеристикам шинам компании Michelin, являющейся лидером в их производстве. «Зеленые» шины Michelin пятого поколения позволяют сэкономить до 10% топлива, наши разработки - максимум 5-6%. Тем не менее, наши покрышки существенно дешевле, и у них очень привлекательное соотношение «цена-качество». В ближайшем будущем мы планируем получить «зеленые шины с экономией топлива уже 7-8 процентов». Замена масла Насколько реально найти альтернативу наполнителям с силикон и сделать «зе¬леные» шины еще более экологичными? Отвечает Михаил Гордин: «Полагаю, вполне реально. Японцы, например, сделали шину целиком из природного материала - натурального каучука, с до¬бавкой апельсинового масла и исполь¬зованием древесного угля. На самом деле, мне кажется, эксплуатационные характеристики такой шины невысоки. То есть такие шины, возможно, и стоит использовать в больницах и тележках для гольфа, но для высоких скоростей они не годятся. Кроме того, даже такая шина не будет стопроцентно утилизиру¬ема, она никогда не превратится обратно в гевею». Артур Рахматуллин настроен несколько более оптимистично: «Вопрос о применении природных материалов актуален, в первую очередь, на Западе. В России до окончания запасов нефти и газа, скорее всего, подобные материа¬лы производиться не будут, разве что за¬купаться за рубежом. В целом же я считаю это направление вполне перспективным, ведь даже та¬кие гиганты, как Goodyear, работают над получением резиновых смесей с крах¬малом. Использование же конкретных видов природных наполнителей в рези¬новых смесях требует отдельных иссле¬дований. Применение альтернативных экологичных наполнителей является, на мой взгляд, привлекательным при со¬здании материалов с улучшенными ха¬рактеристиками». «Революция шинной индустрии не грозит, но эволюции не избежать...» - считает Штефан Прекоп. Говоря об эволюционном развитии шинной индустрии на обозримую перспективу в 10-20 лет, он упоминает о «ее четырех потенциальных направлениях». Первое - экологизация. В первую очередь, это означает переход к эколо¬гическим добавкам, например, замена части технического углерода на кукурузную, соевую пудру, развитие технологий с использованием рапсового и под¬солнечного масла. Кроме того, во всем мире идет тенденция к использованию автомобилей с гибридными двигателя¬ми. Для гибридных двигателей пред¬почтительны покрышки с более низким сопротивлением качению для экономии энергии электромотора. Второе - это повышение безопас¬ности (активной и пассивной). Во всем мире есть четкая тенденций к сокра¬щению тормозного пути покрышек. Это в перспективе означает увеличение диаметра покрышек, будет развивать¬ся рынок низкопрофильных покры¬шек: 15-16-17-18-19-20 дюймов, так как больший диаметр покрышки означает большую площадь тормозного диска. Получат распространение «умные по¬крышки», которые смогут коммуницировать с бортовым компьютером в машине, регулировать давление в колесе, будут развиваться технологии для устранения аквапланирования. Еще одно направление - специали¬зация покрышек. Универсальные всесезонные покрышки означают комп¬ромисс, поэтому будет идти развитие специализации зимних и летних покры¬шек. Постепенно будет сокращаться доля шипованных покрышек. Через 10-20 лет в России практически перестанут использовать шипованные покрышки. Шипы портят дорогу, повышают шумность покрышек и эффективны только при гололеде. Актуально также развитие вторичной переработки и утилизации покрышек. В России будут развиваться программы по переработке использованных шин. В Европе правила переработки шин уже определены на законодательном уровне. По поводу развития направления утилизации на СРШ Штефан все-таки уточнил: «У нас есть внутренняя программа по переработке технологических отходов, мы утилизируем отходы производства. Мы пробуем делать резиновую крошку, различные изделия. Но это направление не является нашим приоритетом. Мы считаем, что должны быть самостоятельные компании, специализирующиеся именно на переработке шин». Похожих взглядов придерживается и Артур Рахматуллин: «Мы полагаем, что в будущем шина продолжит эволюционировать по трем основным путям; увеличение экологичности эксплуатации и производства, рост срока службы и улучшение характеристик, а также совершенствование безопасности. Уже сегодня имеются технологии, ко¬торые позволят увеличить пробег шины до миллиона километров посредством замены изношенной поверхности про¬тектора на новую без замены всей шины в целом. Будет увеличиваться износо¬стойкость шин, их топливоэкономичность, чему будет способствовать при¬менение новых каучуков, наполнителей или модификации уже применяемых. Безопасность будет увеличиваться за счет изменения конструктивных особенностей (рисунок протектора, отношение высоты профиля к диаметру и др.). Возможно, изменится сам подход к созданию шин. Ведь уже сейчас проводятся презентации шин, выполненных как цельная конструкция, с более жесткой центральной мастью и гибкой периферийной». Михаил Гордин видит перспективы в необходимости расширения сфер использования синтетического каучука: «Возможно, в будущем появятся цветные шины, которые можно будет подобрать под цвет автомобиля. Недавно сообщали о появлении «самозатягивающихся» шин (эволюция технологии run-flat tyre). Возможна дальнейшая эволюции по пути улучшения сцепления, спортивности шин. К слову, в «Формуле-1» уже достигли высочайших параметров сцепления, хотя такие покрышки быстрее изнашиваются. Можно попытаться уменьшить их износ. Другой вопрос, кем будут востребованы подобные шины? Сомнительно, что в обозримом будущем кто-то будет ездить по дорогам со скоростью 300 км/ч. Сегодня шина уже перестала ограничивать скорость автомобиля. Можно сократить тормозной путь еще на метр, но маловероятно, что это сыграет серьезную роль в снижении числа аварии. Достаточно сложно предсказать дальнейшую эволюцию, так как шинная промышленность уже вышла на уровень зрелости. Сегодня конкуренция на рынке, скорее, маркетинговая. Можно придумать полностью биоразлагаемые шины. Но тут возникает проблема девулканизации каучука - этот процесс очень дорогой. Все эго приводит нас, скорее, к вопросу об альтернативных применениях каучука и необходимости их поиска. Сегодня 70% каучука потребляет шинная промышленность. Мы не видим большой перспективы развития свойств каучуков для этой сферы, как и дальнейшей перспективы роста самого шинного рынка. В эксплуатационных свойствах шины и в ее дешевизне есть свои естественные ограничения. Недавно мы объявили конкурс среди научных учреждений на лучший способ альтернативного использования каучука. Мы готовы разрабатывать новые свойства каучуков, но нужны идеи, которым эти свойства будут служить». C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка синтетических каучуков можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок синтетических каучуков в России». Евгений Васильев Сибур Сегодня
|