Рекомендуется для улучшения ряда эксплуатационных свойств, в том числе экологических, вводить в бензины кислородсодержащие эфиры и этанол. Наиболее распространенными и широко применяемыми являются: метил-трет-бутиловый эфир (МТВЕ), этил-трет-бутиловый эфир (ЕТВЕ), этанол, а также метил-трет-амиловый эфир (ТАМЕ). Мировое потребление бензина в 2009 году составило – 975.1 млн. тонн (см. табл.1). США являются наибольшим потребителем бензина в мире, потребляя ежегодно около 40% всего бензина мира. Страны Азии и Океании – потребляют - 210 млн. тонн, что равно – 21.6% мирового потребления бензина, чуть меньше половины этого потребления приходиться на Китай – 61.8 млн. тонн и Японию – 35.9 млн. тонн. На Западную и Восточную Европу, включая страны СНГ, – приходиться около 17% мирового потребления бензина. Наибольшая динамика увеличения потребления бензина на протяжении последних лет у Китая, то есть прирос потребления бензина в 2009 году по сравнению с 2003 г. составил – 46.9%. По состоянию на 1.01.2008 года в мире работало около 685 НПЗ, общей производительностью больше 4200.0 млн. тонн нефти в год. Наиболее четко прослеживается конкуренция между линиями развития нефтепереработки Северной Америки (США- 149 НПЗ) и Европы (ЕС -135 НПЗ). Производство бензина в странах Европы осуществляется на 135 НПЗ, производительность которых составляет – 852 млн. тонн нефти в год, что составляет около 20% мировой нефтепереработки (на 1.01.2008 г.). Объем рынка бензинов в Европе на протяжении последних трех лет 112.0 – 125.0 млн. тонн. Для производства этого бензина НПЗ использует более - 6.0 млн. тонн добавок (ЕТВЕ, МТВЕ, ТАМЕ), что в денежном эквиваленте оценивается в 6.5 млрд. долларов США. Компонентный состав европейского бензина на протяжении последних лет включал в себя: бензин каталитического крекинга – 30%, бензин каталитического риформинга – 50%, продукты: алкилирования - 5%, изомеризации – 8%, добавки (ЕТВЕ, МТВЕ, ТАМЕ, этанол) -7%. Среди европейских НПЗ наиболее удачный компонентный состав бензинов в Германии: бензин каткрекинга и риформат – 73.4%, алкитат -5.1%, изомеризат - 16.2%, добавки - (этанол, ЕТВЕ, МТВЕ, ТАМЕ и др.) -5.3%. В Европе действует стандарт на бензин EN 228, который по своей сути и отражает спецификацию этанольных смесей Е5. EN 228 (Aromatics % vol. -35, Benzene % vol- 1, Olefins % vol -18, Oxygen % wt.- 2.7, Sulphur mg/kg- 10) –это нормы бензина Евро5. В данное время ЕN 228 проходит ревизию в части повышения содержания этанола в смесях от Е5 до Е10. Стандарт бензина Е85 (85% - этанола, 15% -бензина) с 2007 года официально действует в Австрии и Франции, с 2008 года в Германии. На сегодня в мире около 40 государств используют бензин Е85. Кроме общеевропейских стандартов в странах ЕС действуют внутренние стандарты на этанольные топлива, которые не могут иметь условия хуже общих стандартов. Для биоэтанола и смесевых бензинов на его основе используются буквенно-цифровые обозначения: Е5, Е10, Е85. Е - от английского ethanol, а цифры - это процентное (в объемных долях) содержание биоэтанола в топ¬ливе. Наиболее распространены смеси Е5, Е10 и Е85, в Бразилии пользуется спросом и чистый биоэтанол - Е100. Производство бензина в США осуществляется на 149 НПЗ, производительностью – 872 млн. тонн, что равно 20,5 % мировой нефтепереработки. Компонентный состав американского бензинового фонда (реформулированный бензин) в начале 2007 года был таким: бензин каталитического крекинга -34%, бензин риформинга – 28%, алкилат – 12%, изомеризат – 4%, добавки (этанол, ЕТВЕ, МТВЕ и др.) – 15%, прочие -7%. Бензин – один из главных моторных топлив, потребляемый в США и основной продукт, получаемый с сырой нефти. Потребление бензина в 2009 составляло приблизительно 137 миллиардов галлонов (385.9 млн. тонн), среднее число потребления около 377 миллионов галлонов (1.05 млн. тонн) в день. Бензин составляет приблизительно 62 % всей энергии, используемой для транспорта, 46 % всего нефтяного потребления, и 17 % полного американского потребления энергии. Приблизительно 49 баррелей бензина производятся с каждых 100 баррелей нефти – такая технология американских НПЗ. Бензин в США продается на 162 000 АЗС, каждая автозаправка обычно продает три сорта бензина: Regular, Midgrade, Premium. Более 1950 АЗС в США торгуют бензином Е85. Сегодня в США насчитывается около 249 млн. транспортных средств. Мировое потребление бензина (млн. тонн). Таблица 1. № | Страны и континенты | % к мир. потреблению | 2009 г. | 1 | США | 39.6 | 385.9 | 2 | Азия и Океания | 21.6 | 210.8 | 3 | Западная Европа | 11.5 | 112.5 | 4 | Центральная и Южная Америка | 6.0 | 58.2 | 5 | Северная Америка | 5.4 | 52.8 | 6 | Восточная Европа и страны СНГ | 5.4 | 52.8 | 7 | Ближний Восток | 7.0 | 67.9 | 8 | Африка | 3.5 | 34.2 | 9 | Всего мировое потребление | 100.0 | 975.1 |
Источник: EIA, Jahresbericht, Mineralöl-Zahlen 2009, EU FAS Post. Топливный этанол (Fuels Ethanol) - наиболее емкий продукт, который добавляется к бензину, составлял в 2009 году – 6.0% от мирового потребления бензина (см. табл.2). Мировое потребление топливного этанола в 2009 году составило около 74.0 млрд. литров (58.65 млн. тонн). Согласно информации с www.worldbioplats.com сегодня в мире насчитывается – 575 заводов по производству этанола, общей производительностью – 80.631 млн. тонн. Основное сырье, для производства этанола – сахарный тростник, кукуруза, сахарная свекла, пшеница и др. В таблице 2 приведены объемы потребления топливного этанола и бензина в мире. Мировое потребление этанола и бензина (млн. тонн). Таблица 2 № | Год. | Потребление этанола | Потребление бензина | Экономия бензина | Экономия нефти | 1 | 2008 | 61.28 | 995.7 | 37.3 | 45.5 | 2 | 2009 | 58.65 | 975.1 | 35.7 | 43.6 | 3 | 2010 (план) | 68.17 | - | - | 50.68 |
Авторами статьи проведены расчеты экономии нефти в мире (см. табл.2), которая получается, от добавления в бензины топливного этанола. Экономия нефти в 2008 и 2009 годах составляет соответственно 45.5 и 43.6 млн. тонн, что равно годичному потреблению нефти в странах Нидерланды и Польши вместе взятых. Наши расчеты базируются на показателях, что удельная теплота сгорания этанола (76,330 btu/gal for ethanol) - 27 МДж/кг, у бензина (116,090 btu/gal for gasoline) – 46 МДж/кг, а также на показателях выхода бензина с барреля нефти в 2009 году (см. рис.1). То есть, с 42 галлонов сырой нефти, что равно 1 баррелю, как правило, производиться - 19.36 галлонов бензина. The Global Renewable Fuels Alliance (GRFA) предсказывает, что глобальное производство этанола в 2010 году достигнет - 85.9 миллиардов литров (68.17 млн. тонн), что составит прирост производства на 16.2 процентов до 2009 года (см. табл.2). По информации GRFA в этом году производство этанола заменит потребность в 370.0 миллионах эквивалентных баррелей нефти (50.68 млн. тонн). Авторы также считают, что очень важным экономическим показателем, в соотношении: этанол – МТВЕ - нефть является расчет, сделанный американским EIA в 2001 году. Этот показатель - исследование проблемы замены в 2006 году в США MTBE на этанол, который произошел на исполнение Закона S.2962. ЕIA рассчитал, что для замены 10 баррелей MTBE требуется 9 баррелей этанола. На рис.3 изображены диаграммы мирового потребления топливного этанола и МТВЕ в странах мира в 2008 г. Производство MTBE в США в 2005 году составляло в среднем 212 000 баррелей/дней (10.55 млн. тонн в год).
|