Этанол. Касательно вопросов производства этанола, то в этом вопросе следует ввести ещё такое понятие как направления использования этилового спирта. Речь идёт не о питьевом, а об индустриальном этаноле. Этиловый спирт в зимнее время в значительных количествах используется ещё для изготовления моющих средств, производство которых, как правило, заканчивается 10-15 марта. Для производства моющих средств используется синтетический этанол, но через индустриальное (не топливное) потребление происходит его замещение. Т.е. в настоящее время нагрузка на отрасль максимальная. Однако в период 15.марта по 15.мая рынок освободит значительные объёмы этанола, т.к. летнее потребление бензина начнёт сезон только 15 мая (с учётом оптовых закупок – это последние числа апреля). Такое перераспределение в ближайшее время даст возможность, понизить цены на биоэтанол и здесь нельзя будет говорить, что этому поспособствовал отказ на Е10 в Германии. Таким образом, спрос на этанол в начале марта достиг своего максимум и далее последует давление объёмов перепроизводства (излишков) на потребительский рынок. То есть, причин роста цен на этанол, по крайней мере, до мая 2011, не будет. Даже напротив – можно прогнозировать падение, и такое падение может составить 15- 20%. Потребление. Итак, этанолом рынок залит. Избыточные американские объёмы производства этанола США перебросили в Европу в форме смеси Е10. Почему не чистый этанол? Да, очень просто – ввозная пошлина на этанол составляет 10.2 €/hl (138 $/м3) для денатурированного и 192 €/hl (260 $/м3) для не денатурированного этанола. Смесь Е10 ввозится под код, соответствующий ставке ввозной пошлины 6.85% или 736 $/м3 * 6.85% = 50 $/м3. Цифра затрат 50 $ против 138 $ ил 260 $ о чём-то говорит? Но это математика, т.е. теория. А есть ещё практика. Практика – это спецификации топлива. Американские поставки, само собой, разумеется, исполняются под американские стандарты. Даже если потребительские стандарты и были адаптированы к европейским нормам, перестроить производство переработки нефти в США, созданное под американские стандарты, никто не выполнял и выполнять не будет. Как результат, Европу залили не этанолом, из которой сделали смесь Е10, а смесью Е10, которая не соответствует европейским понятиям качества. Ну, а далее, последовал целый ряд технических, психологических и других факторов. Америка не желает покупать чужое – желает только продавать своё. Тогда почему европейские потребители должны соглашаться на американские нефтепродукты, если сами США не являются нефтедобывающей страной? Пусть поставляют чистый этанол для производства биотоплива в Европе. Конечно же, мнением потребителей в Германии относительно Е10, кто-то с крупных бизнес-кругов хорошенько по управлял. И правильно сделал, таким образом, создав прецедент на крупном европейском рынке (см. табл.6). Уменьшение использования бензина, за счет потребления этанола в США, странах ЕС, в том числе Германии в 2009 году (млн. тонн) Таблица 6 № | Страны | Потребление бензина (всего) | Потребление этанола | Использование бензин бензин - этанол | 1 | США | 385.9 | 38.9 | 347.0 | 2 | ЕС | 112.5 | 3.4 | 109.1 | 3 | в т.ч. Германия | 20.2 | 0.9 | 19.3 | Хотя при этом немецкое сознание отбросили на несколько лет назад, поскольку потребители бензина в Германии не склонны разбираться о преимуществах и недостатках смесей, но поняли: Е10 – это плохо. Теперь, чтобы развернуть сознание в пользу мировых экономических проблем потребуется не менее 5 лет. Немецкие социологи поняли ошибку и, как написано в статье: «… эксперт Немецкого института экономических исследований (DIW) Клаудиа Кемферт назвала приостановку поставок Е10 неприемлемой. «Мы должны срочно уходить от использования нефти». От 60% до 70% автомобилистов отказываются переходить на новое топливо, опасаясь, несмотря на все успокоительные заверения экспертов, испортить моторы своих машин. Они недовольны также тем, что расход Е10 заметно выше, и потому предпочитают заправлять более дорогим бензином А-98. из-за резко возросшего спроса на Super Plus нефтезаводы не успевают справляться с заказами. Зато бензином Е10 топливные хранилища безнадежно переполнены, поскольку почти никто не хочет его покупать. Как отмечает DAPD, особой спешки с введением Е10 на самом деле нет, поскольку в обязательном порядке в соответствии с решением ЕС он должен быть введен лишь с 2013 года. Super E10 - новый вид бензина. Содержание биоэтанола в нем увеличено вдвое. Это сделано из экологических и экономических соображений. Чистого бензина в Германии и других странах ЕС нет уже давно. До 1 января 2011 года самым дешевым бензином был Super, он же "95-й бензин". Только любознательные знали, что он содержит 5 процентов биоэтанола, как, впрочем, и все другие сорта бензина. Теперь вместо Super по решению Евросоюза будет продаваться Super E10. Super Е10 должен помочь снизить вредоносность выхлопных газов, поскольку при сгорании этанола в атмосферу выбрасывается лишь то количество СО2, которое было поглощено растениями, пока они росли. Кроме того, использование Super Е10 призвано снизить расход нефти в Евросоюзе. К 2020 году "озелененное" топливо должно составлять десять процентов горючего, потребляемого в ЕС. Затею с Super Е10 большинство автолюбителей Германии встретили в штыки. Ведь по данным Федерального автомобильного ведомства (KBA), Super E10 нельзя заливать в баки четырех миллионов машин, то есть, каждой десятой с стоящих на учете в Германии.
Этанол опасен для алюминиевых и резиновых деталей следующих машин: Mercedes C 200 CGI и CLK 200 CGI выпуска 2002-2005 годов, Opel Vectra, Signum, Zafira с моторами 2.2-Direct-Motor, Citroën и Nissan (до 2000 года выпуска), Mitsubishi с моторами GDI и др. Автомобильные клубы выпустили списки машин, которые нельзя заправлять бензином Super Е10. Но гарантии того, что для вашей машины это не опасно, никто не даст, потому что неизвестно, какие узлы и детали были использованы, например, при ее ремонте. Опасаясь печальных последствий, многие заливают в баки Super Plus ("98-й бензин"), содержащий пять процентов биоэтанола. Автолюбители готовы даже смириться с тем, что он на 8-10 процентов дороже, чем Super Е10. Таким образом, экономическая ошибка Европы с поставками американских смесей Е10 в страны ЕС ещё долгим эхом будет отражаться на биотопливных целях. Если брать, в общем, то я полагаю, что отказ немецких автомобилистов от Е10 – это «заказ» коммерческой структуры и топливного пула, направленный на защиту европейских мощностей нефтепереработки. Евгений Пущик – зам. генерального директора НПФ «Турал-110» 6 марта 2011 года. www.newchemistry.ru |