Автомобильные бензины – один из наиболее квалифицированных и дорогих энергоносителей. Для их получения используют сложный комплекс технологических процессов первичной и вторичной переработки нефти, а также различные присадки и добавки, обеспечивающие соответствие современным требованиям к составу и качеству этого вида моторного топлива. Для улучшения ряда эксплуатационных свойств, в числе экологических, рекомендуется вводить в бензины кислородсодержащие компоненты. Наиболее распространенными и широко применяемыми являются: метил-трет-бутиловый эфир (МТВЕ), этил-трет-бутиловый эфир (ЕТВЕ) и этанол. В своем выступлении хочу акцентировать внимание на использование этанола при производстве бензинов, а также о тенденциях на европейском рынке добавок к бензинам. Европейский рынок бензинов на протяжении последних лет составляет 103.6 -111.3 млн. тонн, для производства бензинов НПЗ Европы использует большее 6.0 млн. тонн добавок к бензинам (ЕТВЕ, МТВЕ, ТАМЕ) и 4.0 млн. тонн топливного этанола, что в денежном эквиваленте в 2010 году составило около – 9.6 млрд. дол. США. Согласно информации Food and Agricultural Policy Research Institute (FAPRI) в 2010 году производство и потребление этанола в странах мира составило (млрд. галлонов): 1) США 13.084 – производство, 12.803 – потребление; 2) Бразилия 7.228 – производство, 6.599 - потребление; 3) ЕС 1.17 – производство, 1.337 - потребление; 4) Китай 0.578 – производство, 0.497 - потребление; 5) Индия 0.379 – производство, 0.483 - потребление; 6) Канада 0.359 – производство, 0.480 - потребление. Сегодня топливный этанол является - мировой энергетической составляющей и замещает более 1 млн. баррелей в день, этанол стал пусть пока слабой, но единственной альтернативой сырой нефти (см. табл. 1).
Мировое потребление этанола и бензина (млн. тонн). Таблица 1 № | Год. | Потребление этанола | Потребление бензина | Экономия бензина | Экономия нефти | 1 | 2008 | 61.28 | 995.7 | 37.3 | 45.5 | 2 | 2009 | 58.65 | 975.1 | 35.7 | 43.6 | 3 | 2010 (план) | 68.17 | - | - | 50.68 | Расчеты, которые я сделал об экономии нефти, в результате применения топливного этанола показывают, что: А) этанол играет колоссальную роль в топливном балансе стран мира, уменьшая использование нефти, и соответственно бензина (см. табл. 2); Б) дает огромные финансовые поступления для мировой экономики, которые становили: в 2008 году - $4095.0 млн., а в 2009 году - $2834.0 млн. В 2008 году экономия нефти составляла около 45.5 млн. тонн. Средняя цена нефти марки WTI = $90.0/баррель. 45.5 млн. тонн * $90.0 = $4095.0 млн. В 2009 году экономия нефти составляла около 43.6 млн. тонн. Средняя цена нефти марки WTI = $65.0/баррель. 43.6 млн. тонн *$65.0 = $2834.0 млн. Уменьшение использования бензина, за счет потребления этанола в США, странах ЕС, в том числе Германии в 2009 году (млн. тонн) Таблица 2 № | Страны | Потребление бензина (всего) | Потребление этанола | Использован. бензин бензин - этанол | 1 | США | 385.9 | 38.9 | 347.0 | 2 | ЕС | 112.5 | 3.4 | 109.1 | 3 | в т.ч. Германия | 20.2 | 0.9 | 19.3 | При высоких ценах на нефть, этанол становиться и экономически выгодным, по сколько цена литра обезвоженного этанола в мире ниже цены литра бензина (за исключением Бразилии, что связанно с сезонным фактором) см. табл. 3. Стоимость литра биоэтанола и бензина в мире (4 апреля 2011): Таблица 3 Этанол (Т2) Роттердам | Этанол Бразилия | Этанол США | Этанол Украина | Бензин Regular США | Бензин А-95 (Украина) | Бензин Super 95 10ppm (Германия) | $0,871 | $1,33 | $0,72 | $0,89 | $1.01 | $1,25 | $ 2,15 | По состоянию на 1.01.2010 года в мире работало около 670 НПЗ, общей производительностью около - 4.2 млрд. тонн нефти в год. Наиболее четко прослеживается конкуренция между линиями развития нефтепереработки Северной Америки (в США- 149 НПЗ) и Европы (в ЕС -135 НПЗ). Компонентный состав американского бензинового фонда (реформулированный бензин) в начале 2009 года следующий: бензин каталитического крекинга -34%, бензин риформинга – 28%, алкилат – 12%, изомеризат – 4%, добавки (этанол, ЕТВЕ, МТВЕ и др.) – 15%, прочие -7%. Компонентный состав европейского бензина включал в себя: бензин каткрекинга – 30%, бензин риформинга – 50%, алкилат -5%, изомеризат – 8%, добавки (этанол, ЕТВЕ, МТВЕ, ТАМЕ и др.) -7%. Среди европейских НПЗ наиболее удачный компонентный состав бензинов в Германии: бензин каткрекинга и риформат – 73.4%, алкитат -5.1%, изомеризат - 16.2%, добавки - (этанол, ЕТВЕ, МТВЕ, ТАМЕ и др.) -5.3%. НПЗ Германии в 2010 году произвели около 16.5 млн. тонн бензина, использование этанола составило – 691 000 тонн и 256 000 тонн ЕТВЕ. НПЗ Италии в 2008 году произвели 20 млн. тонн бензина, для производства которого, кроме бензинов каталитического крекинга и каталитического риформинга было использовано: 2.9 млн.т. изомеризата, 1.7 млн. т. – алкилата, а также 237 000 т. – МТВЕ, 200 000 т. – ЕТВЕ и 237 000 т. – ТАМЕ. Примеры использования компонентов бензина и этанола для производства бензинов в Германии (www.mwv.de): 1) январь 2011 года: производство бензинов составило – 1.798 млн. тонн, для производства которых использовано 93500 тонн бензиновых компонентов (алкилит, изомеризат и др.), 76 500 тонн этанола, из которых 10 000 тонн использовано для производства 20 000 тонн ЕТВЕ. То есть, в составе германского бензина – около 9.5% алкилата, изомеризата, этанола и ЕТВЕ. 2) февраль 2011 года: производство бензина – 1.64 млн. тонн, для производства которого использовано 61500 тонн бензиновых компонентов (алкилат, изомеризат и др.), 78 500 тонн этанола, из которых 14000 тонн использовано для производства 28 000 тонн ЕТВЕ. То есть, в составе германского бензина – около 8.4% алкилата, изомеризата, этанола и ЕТВЕ. Для производства эфиров в мире применяются технологии известных нефтехимических компаний. В данное время наиболее воспринятыми являются технологии Phillips Pertroleum, ARCO Chemical Technology, CD TECH, Ethermax. Сырье для производства эфиров МТВЕ, ЕТВЕ это спирты: метанол – МТВЕ и этанол – ЕТВЕ, а также изобутилен. Главными источниками получения изобутилена являются бутиленовая и изобутиленовая фракции, получающиеся в качестве побочных продуктов перегонки нефти на установках каталитического крекинга НПЗ и пиролиза нефтехимзаводов. Другим способом получения изобутилена в промышленности является дегидрирование бутановой фракции. В данное время в Европе около 50% изобутилена получают с установок каткрекинга FCC и 30% дегидрированием ТВА. По состоянию на январь 2004 года в США действовало 47 установок по производству МТВЕ, Европе – 47, странах Ближнего и Среднего Востока – 11, Азии – 45, Латинской Америке – 23, Канаде – 1. Коэффициент использования мощностей был – 83.5%. В США собственное производство МТВЕ имели 33 НПЗ, которые покрывали половину спроса на МТВЕ. В 2001 году в США был зарегистрированный пик спроса на МТВЕ – 13,3 млн. тонн, потребление МТВЕ в Европе в тоже время составляло – 4,2 млн. тонн. |