В США, начиная, с 2006 года действует запрет на применение МТВЕ для производства бензинов (Закон S.2962). В 2009 году США произвели – 2.36 млн. тонн МТВЕ, которое было экспортировано в Мексику, Венесуэлу, Чили и др. Что касается ЕТВЕ, то мощности по производству этого оксигената достигли в 2006 году примерно 2,26 млн. тонн (для сравнения, 0,35 млн. тонн ЕТВЕ в 2000 году). Мощности по производству ТАМЕ оцениваются в 0,5 млн. тонн (0,28 млн. тонн в 2000 году). Наибольшие мощности по МТВЕ сосредоточены в Голландии, Франции, а по ЕТВЕ – во Франции, Испании и Германии. ТАМЕ производят в трех странах – в Германии (PCK), Италии (Saras) и Финляндии (Neste Oil). Несмотря на то, что доля МТВЕ в совокупном использовании в Европе снижается, этот вид высокооктановых добавок остается в настоящее время наиболее распространенным. На Голландию, Германию и Великобританию приходится более половины от совокупных европейских мощностей по производству МТВЕ. Большие мощности находятся также в Бельгии (Exxon Mobil Antwerp Refinery, Total Antwerp Refinery), Румынии(Petrotel LUKoil Ploieşti Refinerу, RAFO Oneşti Refinery, Arpechim Piteşti Refinery) и Италии (Raffineria di Gela, Raffineria di Milazzo, ERG Raffinerie Mediterranee ISAB, Priolo, Eni Div. Refining & Marketing, Sannazzaro). В Европе работает почти двадцать заводских площадок c производства ETBE: LyondellBasell (Netherlands, France), TotalFinaElf, Ouest ETBE, Nord ETBE (France), Repsol YPF (Spain), Oxeno, PCK (Germany), Nedalco, Sabic Europa (Netherlands), ORLEN (Poland), MOL (Hungary), etc. Самые крупные в Европе производства ЕТВЕ находятся на НПЗ Франции (Fos-sur-Mer) – 612000 т.год, в Германии (Mineralolrafinerie Karlsruche) – 163000 т.год. Страны ЕС в 2009 году произвели около 2.5 млн. тонн ЕТВЕ, в т.ч. Франция – 770 тыс. тонн, Испания и Германия – по 300 тыс. тонн каждая, импорт ЕТВЕ составил – больше 300 тыс. тонн. Страны ЕС достигли "политического соглашения" и приняли к исполнению Директиву 200928ЕС об увеличении доли возобновляемых источников энергии в общей структуре энергопотребления в ЕС до 20% к 2020 году. То есть, в ЕС существуют реальные предпосылки к увеличению потребления ЕТВЕ. В соответствии с нашими прогнозами потребление ЕТВЕ в ЕС к 2015 будет составлять больше 3.0 млн. тонн, а соответственно уменьшаться потребление МТВЕ, при общем балансе потребления добавок к бензинам в 6.0 млн. тонн, что соответствует годичному потреблению бензина в ЕС 110.0 млн. тонн. Дефицит ЕТВЕ, который будет составлять около 0.8-1.0 млн. тонн, возможно, будет покрыть только за счет строительства новых заводов в странах, в которых есть производство изобутилена, как основной составляющей ЕТВЕ. Среди таких стран, где возможно новое производство ЕТВЕ рассматривается и Россия. Компания «Турал-110» направила в конце 2010 года свои предложения «Сибур», как крупнейшему российскому производителю МТВЕ, о переходе на производство ЕТВЕ. Однако прежнее руководство компании не сочло нужным даже рассматривать наше письмо. Думаю, это ошибочный подход «Сибура», по сколько экспорт российского МТВЕ в Европу каждый год уменьшается. Однако, как говориться «им виднее..». Конъюнктура рынка ЕТВЕ и МТВЕ зависит от трех основных факторов: 1) Спрос на высокооктановые бензины со стороны транспорта. 2) Ввод мощностей по производству высокооктановых компонентов (каталитического крекинга, алкилирования, изомеризации). 3) Конкуренции на рынке добавок к топливу. Учитывая то, что в компонентном составе европейского бензина присутствует около 7% оксигенатных добавок, цена которых всегда выше цены бензина, очень важно пользоваться разработанным экономическим показателем соотношения цены: добавка – бензин. Такое соотношение, выраженное в виде коэффициента фактора, отражает корреляцию между ее составляющими, что имеет практическую ценность. Таким показателем в Европе принято называть коэффициент фактор – который равен соотношению цены МТВЕ разделенной на цену бензина 10 ppm. Коэффициент фактор по МТВЕ на протяжении последних месяцев варьировался от 1.16 до 1.27. (см. таблицу 4). Данный коэффициент используют нефтяные компании производители бензинов и нефтехимические компании производители МТВЕ, он часто употребляется в аналитических отчетах европейских котировок Platts. В настоящее время в Европе и мире не существует практики учета коэффициента фактора между ценой ЕТВЕ и бензина 10 ppm., учитывая это компания «Турал-110» ввела такую практику. К сожалению, российские аналитические компании не поддержали нашу идею практиковать такой коэффициент фактор в России, в данное время он равен – 1.3, что собственно и равно европейскому коэффициенту. В своем авторском блоге «Оксигенатные добавки к бензинам» на аналитическом химическом портале www.newschemistry.ru я ежемесячно публикую такие данные, в том числе и по России. Расчеты показывают, что предлагаемый, коэффициент фактор ЕТВЕ – бензин 10 ppm, на протяжении последнего времени варьировался от 1.37 – до 1.43 (см. таблицу 4). Коэффициент фактор для других стран может изменяться, например, потому что цена топливного этанола в разных странах мира не одинаковая (см. табл. 2). Цена бензина 10 ppm, MTBE, ETBE на FOВ Роттердам ($mt ) Коэффициенты факторы за январь – апрель 2011 г.г. Таблица 4 № п.п. | Дата | 10 ppm | МТВЕ | Коэффициент фактор | ЕТВЕ | Коэффициент фактор | 1 | 27.01.11 | 825.0 | 956.0 | 1.16 | 1166.0 | 1.41 | 2 | 14.02.11 | 834.0 | 981.0 | 1.18 | 1181.0 | 1.42 | 3 | 22.03.11 | 983.0 | 1155.0 | 1.17 | 1350.0 | 1.37 | 4 | 08.04.11 | 1110.0 | 1414.0 | 1.27 | 1590.0 | 1.43 | Источник: Platts, собственные расчеты. Цены на MTBE в Европе по существу продиктованы ценами бензина 10 ppm (Super 95) в период между серединой января к середине апреля. Коэффициент фактор, между этими двумя нефтепродуктами, есть относительно устойчивым, хотя и держится на низких уровнях (1.16 -1.27). Этот низкий факторный уровень коэффициента в Европе не способствовал увеличению импорта МТВЕ со стран Персидского Залива. Цена на ЕТВЕ в Европе была довольно высокая, а с начала 2011 года перешла рубеж 1100 долларов за тонну, а в апреля составила около 1600 дол. за тонну. На цену ЕТВЕ влияют следующие факторы: 1) высокая цена этанола в Европе (Т2 цена после оплаты налогов), которая составляла около 1100 долларов за тонну, и цена нефти – больше 120 дол. за баррель, что увеличивает цену фракций, содержащих изобутилен. Например, цена фракции бутилен-бутадиеновой (содержание изобутилен около – 30%) в России сегодня составляет около – 930 дол. за тонну. 2) увеличение потребление ЕТВЕ для производства бензинов, уменьшая при этом потребление МТВЕ, что вытекает с Директивы 2009/28/ЕС. Коэффициент фактор ЕТВЕ – бензин составлял 1.37 – 1.43. Очень важным, на мой взгляд, экономическим показателем, в соотношении: этанол – МТВЕ - нефть является расчет, сделанный американским EIA в 2001 году - показатель - исследование проблемы замены в США MTBE на этанол в 2006 году. Расчеты показали, что требуется 9 баррелей этанола, чтобы заменить 10 баррелей MTBE. Таким образом, в США для замены 212 000 баррелей/день MTBE (28922 т.) потребовалось - 191 000 баррелей/день этанола (26057 т.). В 191 000 баррелей/день этанола есть содержание энергии приблизительно - 115 000 баррелей/день нефти. Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод: динамично развивающийся рынок добавок к бензину, в том числе этанола в самом ближайшем будущем окажет существенное влияние на топливный рынок Европы и с этим нужно считаться. Евгений Пущик – заместитель генерального директора НПФ «Турал-110» (Азербайджан, Сумгаит) г.Москва, 21 апреля 2011 года. www.newchemistry.ru |