Правда нефтехимиков
В пояснительной записке к проекту Федерального Закона «О регулировании использования нефтяного (попутного) газа» депутаты приводят аргументы, доказывающие, что законодательная неурегулированность отношений в использовании ПНГ ведет к загрязнению окружающей среды и потере невозобновляемых природных ресурсов из-за низкого уровня его утилизации, хронической недогрузке газоперерабатывающих предприятий. Инициаторы проекта утверждают, что в настоящее время в Российской Федерации только около 40% ПНГ (примерно 12 млрд м3) подвергается переработке с целью получения сырья для нефтехимических предприятий и сжиженного газа для населения. Еще 40% сжигается без переработки на ГРЭС, а 20% уничтожается на промыслах путем сжигания в открытых факелах.
По тем же данным, за последние 10 лет только в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах в факелах сожжено более 60 млрд м3 ПНГ. В результате окружающая среда и население подвергаются воздействию экологически вредных продуктов сгорания ПНГ, в том числе и канцерогенных, что приводит к существенному повышению заболеваемости населения в регионах нефтегазодобычи. За год в результате сжигания ПНГ в атмосферу выбрасывается 400 тыс. тонн вредных веществ — окиси углерода, окислов азота, углеводородов, сажи. А в то же самое время платежи за загрязнение окружающей среды от выбросов попутного газа не превышают 0,8-1,2% от стоимости реализуемой нефти. Из-за недостаточного уровня утилизации ПНГ мощности нефтехимической промышленности (одной из базовых отраслей, на долю которой приходится около 6% промышленной продукции страны, более 7% налоговых платежей и других доходов в консолидированный бюджет и около $6 млрд валютной выручки) в среднем загружены лишь на 40%. Упущенная выгода от каждого не вовлеченного в сферу переработки миллиарда кубических метров нефтяного (попутного) газа эквивалентна потере товарной массы на сумму $270 млн. При этом потери бюджета составляют порядка $35 млн.
По мнению инициативной группы, закон призван создать предпосылки для оздоровления экологической обстановки (сокращение выбросов в атмосферу вредных веществ не менее, чем в 3 раза), загрузки мощностей газопереработки и нефтехимии (увеличение товарной продукции на $1-1,5 млрд), соответствующего роста поступлений в бюджеты всех уровней, решения социальных проблем (создание не менее 10 тыс. рабочих мест).
Правда нефтяников
Нефтяники утверждают, что уровень утилизации ПНГ на сегодня составляет не 40%, а 87%. По последним данным, в Западной Сибири добывается 26 млрд м3 ПНГ, на переработку на ГПЗ «Сибнефтегазпереработки» направляется, как и утверждают газопереработчики, 12 млрд м3 ПНГ, напрямую нефтяниками направляется на ГРЭС и на собственные нужды примерно 11 млрд м3 ПНГ, сжигается не более 3,5 млрд кубов.
Если разработчики законопроекта обсчитали упущенную выгоду от каждого не вовлеченного в сферу переработки миллиарда кубических метров ПНГ (равной $270 млн), почему же раньше и государство, и законодатели, и правительство были слепы и такой своей выгоды не видели? Да потому, что вопросы наращивания уровня использования ПНГ того же самого толка, что и вопросы притока инвестиций в российскую экономику. Попутный газ нефтяники жгут не из вредности. Горит там, где собирать, утилизировать и транспортировать нет никакого смысла — месторождения находятся за многие сотни километров от предприятий газопереработки и их систем утилизации газа, транспортировать на такие расстояния нет экономической целесообразности.
Так, себестоимость добычи ПНГ колеблется от 200 до 250 руб. за 1 000 м3, транспортировка может добавить еще до 400 руб./тыс. м3, а покупают газопереработчики ПНГ по 60-90 руб./тыс. м3 при предельно установленной цене в 150 руб./тыс. м3. Создавать инфраструктуру по утилизации ПНГ на отдаленных месторождениях при сложившихся ценах на ПНГ равносильно экономическим похоронам разработки этих месторождений. Именно поэтому в ряде лицензионных соглашений предусматривается 100%-ное сжигание ПНГ. Что выбрать: нефть или ПНГ, развитие нефтяной промышленности, и тем самым дополнительные доходы в бюджеты всех уровней, или ее сворачивание из-за сложившейся экономики добычи и утилизации ПНГ?
Выход, разумеется, есть. Если нефтехимия дает в консолидированный бюджет, по утверждению разработчиков законопроекта, 7% налоговых платежей и других доходов и около $6 млрд валютной выручки, почему бы определенную часть доходов газо- и нефтепереработчиков не перенаправить на финансирование инфраструктуры по сбору и утилизации ПНГ, урегулировать этот вопрос через цены на ПНГ, тем самым сделать проекты по созданию систем сбора и транспортировки ПНГ экономически выгодными?
Стенка на стенку
Основной довод газопереработчиков — ПНГ не продукт, а отход, за который газопереработчики вообще не должны платить. На извлечение ПНГ вообще нет затрат, он выходит сам собой. Нефтяники с этим категорически не согласны. По мнению специалистов «Сургутнефтегаза», если газовый фактор в добываемой нефти высок, то затраты на строительство скважины возрастают на 20-25%, тем самым увеличивая и затраты на амортизацию, и на обслуживание, и ремонт. И если бы затрат на добычу ПНГ не было, почему нефтяникам быть недовольными тем, что за беззатратный отход газопереработчики им еще и платят?
По большому счету, данный законопроект обошел, как ненужную, даже теоретическую возможность рентабельности добычи попутного газа. Но ведь экономические рычаги, способные стимулировать нефтяников к росту утилизации ПНГ, явно лежат на поверхности — кто будет вкладывать значительные ресурсы в создание систем утилизации и сбора ПНГ, если окажешься отлученным от дохода по его переработке?
Во-первых, как уже отмечалось, если цены на попутный нефтяной газ будут покрывать затраты на его добычу, строительство газосборных сетей, комприминирование, транспортировку и обеспечат необходимую прибыль, нефтяники нарастят его добычу так, что у газопереработчиков не хватит мощностей для переработки. Во-вторых, нефтехимикам очень полюбился процессинг, а почему бы и нефтяникам не перерабатывать свой газ на предприятиях нефтехимии по процессингу и не принять участие в прибылях, получаемых от глубокой переработки ПНГ?
Проблема сжигания попутного нефтяного газа — в переплетении и экономического, и инвестиционного аспектов. Вот уже 10 лет кто только в истерике не бьется, призывая инвестировать в нефтяную промышленность, завлекая иностранных инвесторов, но деньги что-то никто не спешит вкладывать и, более того, и не будет после принятия данного закона, принуждающего инвестора себе в убыток инвестировать в создание инфраструктуры сбора и транспорта ПНГ, который газопереработчики хотят взять бесплатно.
Проблема сжигания ПНГ в факелах вызвана еще и тем, что у газоперерабочиков нет соответствующих мощностей для утилизации попутного газа, добываемого на новых, удаленных месторождениях. Неспроста же нефтяники занялись созданием своих газоперерабатывающих мощностей, строят газотурбинные электростанции и установки по переработке попутного нефтяного газа.
Рефреном в законопроекте звучит желание карать, штрафовать, аккумулировать эти штрафы — вот тогда и нефтехимию можно будут поднять. Сравнительно недавно наша налоговая система грешила штрафами и пенями. Что в результате? Чтобы она полностью не задушила нефтяников штрафами, а заодно и бюджет вместе с ними, все штрафы были списаны или реструктуризированы. А лоббисты данного законопроекты уверены, что штрафы потекут рекой, да еще такой полноводной, которая позволит в полной мере проинвестировать газопереработку. Инвестиции из штрафов — такого еще никто не предлагал, наивно полагая, что штрафы — это административная предупредительная мера.