Общая характеристика проблемы ОПЭУ в России Проблема ОПЭУ в России характеризуется крупными масштабами и серьезными последствиями, и у нее мало аналогов на международном уровне. Единственной страной, где есть проблема сопоставимого характера и масштаба, являются США. Вполне вероятно, что ситуация с ОПЭУ в России не улучшается, а ухудшается. В российской экономике сохраняются высокие темпы роста, которые во многом обусловлены развитием крайне ресурсоемких и энергоемких отраслей. В условиях, когда отсутствует система мер, направленных на решение проблем ОПЭУ, общий уровень рисков, связанных с источниками ПЭУ, скорее всего, увеличивается. В настоящее время у России нет собственных оценок величины и последствий проблемы ОПЭУ. Тем не менее, экстраполяция экологических характеристик различных отраслей промышленности позволяет провести определенную оценку объема и характера проблемы ОПЭУ и ее вероятных последствий для окружающей среды и здоровья населения. К числу конкретных секторов, наиболее тесно связанных с проблемой ОПЭУ, можно отнести цветную и черную металлургию, добычу угля, нефтяную и нефтеперерабатывающую отрасли, химическую и нефтехимическую промышленность, теплоэнергетику, ЖКХ, ВПК и атомную промышленность. Нормативно-правовая база решения проблемы ОПЭУ недостаточно развита и противоречива. Несмотря на то, что в России законодательно установлено право сторон, пострадавших от экологического ущерба, на получение компенсации, в стране нет четких правовых основ для практического распределения этой ответственности или для принятия мер по исправлению ситуации. Отсутствуют четкая правовая база и процедуры, позволяющие передавать ответственность в случае приватизации государственных активов, повторной национализации приватизированных активов, купли-продажи частных активов или банкротства их владельцев. Ситуация еще больше осложняется в результате того, что в ходе первоначальной приватизации проблема ОПЭУ, как правило, игнорировалась, а впоследствии земельные участки под обанкротившимися или заброшенными предприятиями были возвращены муниципальным властям. Несмотря на большое количество институциональных структур, задействованных в вопросе ОПЭУ, на федеральном уровне нет общепризнанного центра, уполномоченного координировать национальные мероприятия, направленные на его решение. Аналогично до сих пор не разработана эффективная регулятивная процедура, которая позволила бы дать определение ОПЭУ, ранжировать случаи ОПЭУ, разработать стандарты реабилитационных мероприятий или применять принудительные меры. В государственном бюджете ОПЭУ не находит никакого или почти никакого отражения, даже несмотря на то, что уже сейчас очевидно: в долгосрочной перспективе государству потребуются большие финансовые ресурсы для ликвидации ОПЭУ в тех случаях, когда ответственность за ситуацию будет неизбежно возлагаться на государство - напрямую или по умолчанию. Сравнение с международным опытом свидетельствует о том, что, в конечном итоге, такие случаи окажут серьезное воздействие на экономику, которое станет еще сильнее с течением времени, если проблема не будет устранена. Оценке ОПЭУ еще предстоит стать одним из главных факторов, определяющих процесс принятия хозяйственных решений. Главным фактором, который предприятия назвали в качестве стимула, способного подтолкнуть их к финансированию мероприятий по ликвидации ПЭУ, являются действия судебных и регулятивных органов, что в настоящее время представляется маловероятным. Российские правила бухгалтерского учета не требуют, чтобы предприятия отражали ОПЭУ в своей финансовой отчетности; страховщики также не принимают это во внимание. Данных о том, что российские финансовые организации учитывают ОПЭУ при принятии оценочных и кредитных решений, практически нет, хотя для иностранных кредиторов и инвесторов этот фактор имеет значение. Под давлением рынка начинает появляться интерес к повторной застройке ранее использовавшихся территорий в крупных городах. В соответствии с международным опытом ликвидация ПЭУ может стать одним из условий такой застройки. И хотя эта практика в РФ пока не получила широкого распространения, в действующей системе регулятивного согласования такой застройки есть инструменты, благодаря которым решение проблемы ОПЭУ может стать неотъемлемой частью процесса строительства. Уже на ранних этапах исследования стало ясно, что для решения проблемы ОПЭУ нужна ее оценка на региональном и муниципальном уровнях. Именно здесь имеется основной объем информации о том, где есть проблема ОПЭУ, и именно здесь наиболее очевидны ее последствия. В итоге, администрации нескольких областей проявили большую заинтересованность в том, чтобы принять участие в этой работе. Две области, расположенные на юге Западной Сибири - Кемеровская и Томская - провели специальные региональные исследования и консультации с экспертами Банка на местах. Материалы, полученные в ходе этих региональных исследований, использованы при подготовке доклада и в полном объеме приведены в Приложениях к докладу.
|