Использование международного опыта В рамках исследования был проведен краткий обзор примерно 30-летнего опыта решения проблемы ОПЭУ в Западной Европе, Северной Америке и в последнее время в странах, недавно вступивших в ЕС. Для решения этой проблемы принимались все более совершенные меры, включая упреждающее и систематическое определение масштабов ОПЭУ с помощью различных механизмов инвентаризации и учета, формирование правовой базы для распределения ответственности и финансовых обязательств в связи с рекультивацией территорий, создание финансовых механизмов для оперативного осуществления этих мероприятий, разработку стандартов, методов и технологий рекультивации и вовлечение в этот процесс широких слоев населения. Анализ имеющегося опыта позволяет извлечь ряд перечисленных далее уроков, которые могут пригодиться России в процессе решения этой проблемы: Традиционные факторы, обуславливающие интерес государственной политики к проблеме ОПЭУ, в России все еще находятся в стадии становления. К числу таких факторов относятся: прямое давление со стороны пострадавшего населения, требования учета этих обязательств в бюджетах корпораций и государства, а также при осуществлении сделок по приватизации или с целью соблюдения международных норм (например, при вступлении в ЕС). Однако значение некоторых (если не всех) этих факторов, вероятно, будет возрастать. Возможно, в России придется применять гибкий подход к распределению ответственности за ликвидацию ПЭУ и ее передачи вместе с правом собственности. Устранению существующих трудностей, связанных с отсутствием ясности в вопросе о распределении и передачи ответственности за ликвидацию ПЭУ, может способствовать опыт других стран, разработавших гибкие механизмы урегулирования этого вопроса и, в частности, распределения ответственности между частным сектором и государством. Основополагающим моментом здесь является однозначное признание Россией ответственности государства в соответствующих ситуациях, как это было в большинстве стран. Для решения этой проблемы необходима система учета и ранжирования объектов ПЭУ. По мнению многих заинтересованных сторон, создание такой системы на национальном и региональном уровнях является одним из первых необходимых шагов. Это не краткосрочное мероприятие, и для правильного определения глубины проблемы ОПЭУ потребуется несколько лет. Можно предположить, что документально подтвержденный масштаб проблемы, установленный в рамках этого процесса, будет увеличиваться по мере совершенствования и становления этой системы. Следовательно, нужны соответствующие институциональные механизмы и политическая воля, чтобы поддерживать и эксплуатировать эту систему в течение длительного времени. Регулятивный подход к решению проблемы ОПЭУ должен быть практичным и экономически эффективным. Для принятия своевременных мер необходимо введение прагматичных норм ликвидации ПЭУ с использованием подходов, предусматривающих оценку риска и приемлемости для достижения поставленной цели, которые сейчас широко применяются в других странах. Для этого может потребоваться пересмотр традиционно жестких, но нереалистичных норм в тех случаях, когда они существуют. Механизмы решения проблемы ОПЭУ должны включать требования привлечения широкой общественности и раскрытия информации, как это принято в других странах. Необходимо разработать механизмы финансирования ликвидации ПЭУ. Для финансирования мер по ликвидации ПЭУ потребуется большой объем частных и государственных инвестиций - как показывает международный опыт, они могут достигать нескольких десятков миллиардов долларов. Однако опыт также свидетельствует о том, что эти расходы вполне приемлемы, если они распределены во времени. Потенциальные модели финансовых механизмов можно найти в международной практике, где есть примеры создания фондов долгосрочного государственного финансирования, государственно-частных партнерств, специальных отраслевых фондов, финансируемых за счет взносов промышленных предприятий, а также гарантийных инструментов финансовых организаций.
|