В Российской Федерации ответственность за решение проблемы обращения с отходами передана на уровень местного самоуправления, что резко обострило экологическую ситуацию. В соответствии с законодательством органы местного самоуправления обязаны организовать всю деятельность по удалению отходов без наличия достаточных организационных, финансовых, технических и кадровых ресурсов. Стратегические решения по выбору способов обезвреживания отходов, проектированию и строительству соответствующих объектов требуют межмуниципальных согласований и, соответственно, могут быть приняты только органами власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления, в ряде случаев, не относят к своим полномочиям организацию транспортирования, размещения, использования, обезвреживания отходов производства и потребления. Недостаточно эффективно используется право граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций на осуществление общественного экологического контроля. Возникает необходимость в разработке новой редакции Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на примере Модельного закона «Об отходах производства и потребления» (новая редакция), принятого МПА СНГ, положения которого гармонизированы с директивами ЕС и нормативными документами ОЭСР. В целях решения проблем нормативного правового и технологического обеспечения обращения с отходами производства и потребления, создания экономически эффективных институциональных и организационных условий в области обращения с отходами, совершенствования управления отходами в Российской Федерации, сокращения образования отходов, развития малоотходных технологий, максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот, усиления контроля за выполнением природоохранного законодательства в области обращения с отходами, участники парламентских слушаний рекомендуют: 1. Федеральному Собранию Российской Федерации: 1.1. Координировать в установленном порядке разработку новой редакции Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на примере Модельного закона «Об отходах производства и потребления» (новая редакция) для государств-участников СНГ. 1.2. Принять в установленном порядке Федеральный закон «Технический регламент «О безопасности упаковки», предусмотрев последнюю стадию жизненного цикла упаковки - утилизацию. 1.3. Провести мониторинг законодательства в области обращения с отходами производства и потребления с целью гармонизации с нормами международного права. 2. Правительству Российской Федерации 2.1. Рассмотреть вопрос о создании федерального органа исполнительной власти по охране окружающей среды, к компетенции которого отнести управление в области обращения с отходами. 2.2. Разработать государственную стратегию управления отходами производства и потребления. 2.3. Разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты, предусматривающие: - внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления налоговых и иных льгот для предприятий, занимающихся утилизацией отходов, внедряющих малоотходные и ресурсосберегающие технологии и наилучшие существующие технологии в области обращения с отходами; - внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения размера налагаемого взыскания за несанкционированное размещение отходов и их открытое сжигание; - внесение изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». 2.4. При разработке технических регламентов, устанавливающих требования, обеспечивающие безопасность продукции, предусматривать требования по утилизации продукции в конце жизненного цикла. 2.5. Принять меры по устранению последствий экологического вреда, нанесенного отходами предыдущей хозяйственной и военной деятельности. 2.6. Разработать и утвердить федеральную целевую программу «Охрана окружающей среды», предусмотрев в ней подпрограмму «Ресурсосбережение», учитывающую специфику обращения с отходами, требующими специального регулирования (биологическими, упаковочными, твердыми бытовыми отходами). 2.7. Разработать и утвердить нормативные правовые акты по процедурам государственной поддержки хозяйствующих субъектов, занятых в сфере обращения с отходами, а также осуществляющих внедрение малоотходных технологий. 2.8. Внести дополнение в Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" путём включения в перечень предприятия малого и среднего бизнеса, имеющие энергопринимающие устройства мощностью свыше 100 кВт и специализирующиеся на переработке и обезвреживании бытовых и промышленных отходов, либо использующих в производстве вторичное сырьё. 2.9. Разработать новый ФККО, предусмотрев гармонизацию с ГОСТ 30775-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения». 2.10. Разработать новую процедуру выдачи паспортов опасных отходов одновременно с выдачей лимита на размещение. 2.11. Упорядочить деятельность по ведению Реестра объектов размещения отходов. 2.12. Внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29.08.2007 №545 «О внесении изменений в правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» в части процедуры участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по установлению лимитов на размещение отходов в соответствии с нормативами предельно-допустимых вредных воздействий на окружающую среду в целях приведения в соответствие со статьей 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». 2.13. Нормативно оформить полномочия субъектов Российской Федерации по созданию целевых экологических бюджетных фондов для финансирования создания инфраструктуры регионального значения по обращению с отходами. 2.14. Нормативно оформить обязательную маркировку материалов на деталях промышленной продукции для их идентификации в конце жизненного цикла. 2.15. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации: 2.15.1. Проработать и внести дополнения в Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 24.03.1993 № 190) в части расчета платы за размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. 2.15.2. Проработать и внести изменения в Административный регламент Ростехнадзора по исполнению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов, утвержденный Приказом Ростехнадзора от 20.09.2007 №643, в части установления лимитов на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства.
|