Временно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению соответствующих территориальных органов специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха. В части установления нормативов допустимых выбросов на источниках сжигания НПГ в адрес территориальных органов Ростехнадзора направлено письмо об установлении нормативов предельно допустимых выбросов на основе целевых показателей, определенных проектной документацией, программами по рациональному использованию НПГ и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 г. № 7.6 Проектные показатели утилизации НПГ регулируются программами развития работ, представляемыми ежегодно нефтедобывающими компаниями, где определяются показатели добычи, использования и сжигания НПГ (в абсолютных и относительных значениях). Программами рационального использования НПГ, подготовка которых также осуществляется нефтедобывающими компаниями, определяются ограничения (целевые показатели) по объемам добычи, использования и сжигания НПГ на соответствующие годы. Таким образом, нефтедобывающие компании по согласованию с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации берут на себя обязательства по осуществлению мер по снижению объемов НПГ, направляемого на сжигание на факельных установках и, соответственно, на снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и обеспечению достижения заявленных целевых показателей в определенные данными программами сроки. По информации Ростехнадзора, в связи с отсутствием в настоящее время нормативного правового акта, регламентирующего порядок ведения государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, учет этих объектов ведется территориальными органами Ростехнадзора в рамках исполнения государственных функций по установлению нормативов допустимых выбросов и выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. По состоянию на 1 декабря 2009 г. на учете в территориальных органах Ростехнадзора состоит 168 нефтедобывающих компаний, осуществляющих добычу на 871 месторождении. При этом у 34 компаний отсутствуют разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. По мнению Ростехнадзора, мерами налогового стимулирования в отношении вновь создаваемых предприятий по переработке нефтяного попутного газа могут быть следующие: 1. Введение нулевой ставки налога на имущество и ставки налога на прибыль сроком на 5 (пять) лет на объекты переработки НПГ, введенные в действие после 1 января 2010 года. 2. Введение нулевой ставки акциза на синтетическое автомобильное топливо, производимое из НПГ или сухого газа, являющегося продуктом переработки НПГ, если оно произведено в рамках рассматриваемых проектов сроком на 5 (пять) лет. 3. Освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин на оборудование и технологии, применяемые при добыче, хранении, транспортировании и переработки попутного нефтяного и природного газов, в случае закупки оборудования, не производимого в Российской Федерации. В части совершенствования нормативно-правового регулирования утилизации НПГ ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» поддерживаются следующие предложения: - о преимущественном праве покупателей и поставщиков сухого (отбензиненного) газа (СОГ) на заключение договоров на его транспортировку; - о дифференциации тарифов на услуги по транспортировке природного газа и СОГ, произведенного из НПГ; - о применении льгот по взиманию платы при рациональном использовании НПГ и при инвестировании проектов, связанных с утилизацией НПГ. Прежде всего, законодательные изменения должны быть направлены на установление приоритетного доступа к газопроводам производителей сухого (отбензиненного) газа. Если доступ в систему трубопроводов СОГ, произведенного из НПГ, не будет обеспечен, то добывающие нефть предприятия будут вынуждены снижать добычу нефти. Что, в свою очередь, может привести к сокращению поступлений в бюджеты от нефтяной отрасли, что в условиях дефицита бюджета является неприемлемым. Кроме того, ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» полагает: -развитие законодательства должно происходить в направлении установления более четких, ясных и прозрачных правил взаимодействия государства и участников рынка в сфере добычи, транспортировки, переработки и коммерциализации НПГ; - правила учета попутного нефтяного газа целесообразно разрабатывать и принимать в «пакете» с правилами учета нефти, разрабатываемыми Министерством энергетики Российской Федерации - они должны основываться на единых принципах; - поскольку попутный нефтяной газ является сопутствующим компонентом при добыче нефти и не относится к самостоятельному виду полезных ископаемых, Компания считает, что нет необходимости в принятии самостоятельного законодательного акта, касающегося регулирования НПГ. - регулирование одних и тех же отношений разными законодательными актами неизбежно приведет к коллизиям правовых норм и сложностям в правоприменительной практике; - целесообразно направить усилия на подготовку предложений к готовящимся поправкам к законодательным и нормативным правовым актам. Совершенствование нормативно-правовой базы Российской Федерации также стимулируется принятием модельных законов в рамках СНГ. Так, например, модельный закон «Об отходах производства и потребления», принятый постановлением на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 31 октября 2007 г. №29-15, устанавливает требования к обращению с отходами, образующимися при недропользовании, и в соответствии со статьей 77 которого государственные нормативные акты в области обращения с отходами должны быть приведены в соответствие с указанным модельным законом в течение трех лет. В настоящее время, в соответствии со статье 2 Федерального закона «О газоснабжении» собственники газотранспортных систем обязаны обеспечить недискриминационный доступ только к свободным мощностям, принадлежащих им ГТС. При этом определение объема «свободных мощностей» является нерегламентированной нормой. В законодательстве отсутствуют нормы об аудите объемов «свободных мощностей» государственными органами регулирования. Производители СОГ не обеспечены доступом к магистральным газопроводам. Собственник ГТС сохраняет единоличное право произвольно определять наличие или отсутствие у него «свободных мощностей». С целью исправления создавшегося правового вакуума необходимо скорректировать статью 27 Федерального закона «О газоснабжении» положением о приоритетном доступе к свободным мощностям газотранспортных сетей поставщикам объемов СОГ, получаемого при переработке НПГ. Кроме того, необходимо в законодательном порядке гарантировать производителям СОГ технологический доступ к инфраструктуре (технологическое подключение к ГТС). По материалам аналитической записки Счетной палаты РФ по итогам проведения экспертно-аналитического мероприятия «Оценка величины экономического и экологического ущерба от сжигания нефтяного попутного газа и оценка затрат на мероприятия, позволяющие обеспечить доведение уровня утилизации нефтяного попутного газа в Российской Федерации до 95 % в 2012 году» www.newchemistry.ru |