День сегодняшний Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят в 1998 г. С тех пор произошли существенные изменения как в международном законодательстве в этой области, так и в подходах к стратегии обращения с отходами и использования их в качестве вторичного сырья. Все это требует отражения в российских нормативно-правовых актах. В соответствии с международным экологическим законодательством в законе должно быть закреплено обеспечение приоритета утилизации отходов над их размещением, принцип ответственности производителей за утилизацию их продукции в конце жизненного цикла. Отсутствует законодательное регулирование вопроса определения собственников отходов предприятий-банкротов. Заместитель начальника управления государственного экологического контроля Ростехнадзора России В. А. Сапожникова полагает: проблемы законодательства — не единственные в сфере обращения с отходами. Много вопросов вызывает финансово-экономическое регулирование. Существует острая потребность в разработке федеральной целевой программы обращения с отходами. Безотлагательного решения требует и проблема определения органов власти, конкретно отвечающих за вопросы обращения с отходами, а не только за контрольно-надзорную деятельность в этой области, так как сегодня ответственность и полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти по соответствующим вопросам разделены неудовлетворительно. Принимаемые государственными контрольно-надзорными органами санкции зачастую не соответствуют степени общественной опасности и распространенности правонарушений при обращении с отходами. В добровольном порядке штрафы не оплачиваются, а в принудительном — органы госнадзора взыскивают их крайне редко. В ряде субъектов Федерации вопросы о возмещении ущерба в судебном порядке не поднимаются вовсе. По мнению главного эксперта ООО «Акрос-Экология» (Санкт-Петербург) В. К. Круглова, кардинально изменить ситуацию может создание централизованной системы управления отходами строительства и сноса с организацией управляющей компании на принципах государственно-частного партнерства. В сферу компетенции такой компании могут быть переданы, в частности, следующие полномочия: участие в разработке и согласовании правил обращения со строительными отходами; согласование проектов организации строительства в части обращения с отходами строительства и сноса, выдача технических условий отходопроизводителям на сбор строительных отходов; сбор исходных данных по плановым объемам и составам строительных отходов; сбор исходных данных по объектам использования, переработки, обезвреживания и размещения отходов; разработка, согласование и утверждение схемы обращения строительных отходов, корректировка схемы в случае уточнения состава и объема образования отходов и лимитов объектов использования, переработки, обезвреживания и размещения отходов; заключение договоров с отходопроизводителями на передачу отходов в собственность управляющей компании, транспортировку и размещение отходов; организация транспортировки, использования, переработки, обезвреживания и размещения отходов; формирование и ведение банка данных строительных отходов для обеспечения ежегодного учета общего количества образовавшихся отходов и количества отходов, направленных на использование, переработку, обезвреживание и захоронение. Подобная система позволит осуществлять эффективный контроль за перемещением, использованием и размещением строительных отходов, вовлечь их в хозяйственный оборот в качестве дополнительного источника ресурсов. Создание такой схемы может стать отправной точкой для распространения опыта управления строительными отходами на другие регионы России. www.newchemistry.ru |