Однако существующие экологические проблемы можно решить. Нужно только разумно и эффективно использовать имеющиеся ресурсы и внедрять экологические технологии. Под небом голубым Данные исследования "Левада-центра", проведенного в апреле 2008 года в 46 регионах России, показывают, что две трети россиян оценивают экологическую обстановку в городе проживания как плохую или очень плохую. Субъективные оценки частично подтверждаются официальными показателями: по данным Министерства экономического развития и торговли РФ, в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживает около 56% городского населения. Однако эксперты называют эти цифры несколько заниженными, так как в целом по России 38% городского населения страны проживает на территориях, где наблюдения за загрязнением атмосферы просто не проводятся. "Город представляет собой одну большую экологическую проблему,— отмечает координатор программ по эффективному использованию ресурсов "Гринпис" Игорь Бабанин.— Он потребляет огромное количество ресурсов, выбрасывая огромное количество отходов". По данным регулярных наблюдений на станциях Росгидромета, за период 2003-2007 годов средние по России годовые концентрации взвешенных веществ увеличились на 3,4%, аммиака — на 7,1%, диоксида азота — на 5,1%, формальдегида — на 12,5%. Однако, как показывает практика, подобные проблемы загрязнения атмосферного воздуха характерны для всех крупных мировых мегаполисов. "Практически все мегаполисы в качестве главных экологических проблем имеют бытовой мусор и состояние атмосферного воздуха,— говорит директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян.— Эти же проблемы являются главным источником экологических бед и в России". Более того, в крупных городах выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от того же автотранспорта или переработки мусора превалируют над выбросами промышленных предприятий. Берегись автомобиля Главным загрязнителем атмосферного воздуха является автомобильный транспорт. По разным оценкам, общее число автомобилей в мире колеблется около 700 млн. Если учесть, что один легковой автомобиль ежегодно в среднем поглощает из атмосферы больше 4 т кислорода, выбрасывая примерно 800 кг оксида углерода, около 40 кг оксида азота и почти 200 кг различных углеводородов, которые в дальнейшем образуют токсичные соединения, то обвинения в причастности автомобилей к глобальному изменению климата кажутся вполне обоснованными. По оценке межправительственной группы экспертов по изменению климата, более 56% выбросов СО2 — основного компонента парниковых газов — образуется в результате использования ископаемых видов топлива, в том числе и автомобилями. Пытаясь контролировать объем выбросов углекислого газа, Европа одной из первых стала вводить жесткие экологические стандарты как для топлива, так и для автомобилей. В частности, с 2012 года Евросоюз собирается ввести новый экологический стандарт "Евро-6", предполагающий снижение среднего объема выделяемого автомобилями углекислого газа до 130 г на километр пробега (сейчас этот показатель составляет 160 г). Исландия официально объявила о введении с того же 2012 года запрета на своей территории автомобилей с традиционными двигателями внутреннего сгорания, а Швеция утвердила программу полного отказа страны от нефти к 2020 году. Подобные жесткие меры вынуждают автопроизводителей разрабатывать новые двигатели, работающие на альтернативных видах топлива. В их число входят биотопливо, природный газ, электричество и водород. А, например, инженеры французской компании Moteur Development International разрабатывают автомобиль, топливом для которого служит сжатый воздух. Согласно данным, представленным в докладе Министерства природных ресурсов и экологии РФ "О состоянии и охране окружающей среды" за 2006 год, на долю автотранспорта приходится около 42% суммарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Причем в крупных городах объем выбросов увеличивается до 90%. Среднестатистический российский автомобиль выбрасывает в атмосферу в 12 раз больше оксида азота, чем европейский аналог. По экспертным оценкам, доля зарегистрированных в Москве автомобилей класса "Евро-1" и ниже составляет 77%, в то время как доля автомобилей классов "Евро-2" и "Евро-3" — 23%. В целом по России ситуация еще более критичная. В этой связи возможным способом решения сложившейся экологической проблемы станет переход к жестким ограничениям по выхлопу. Так, с 2010 года в Москве будет введен экологический стандарт "Евро4". Однако, скорее всего, обновление того же автопарка будет происходить постепенно в силу эволюционного развития и роста платежеспособного спроса. Поэтому Министерство промышленности и торговли РФ прогнозирует увеличение доли машин, потребляющих топливо не ниже стандарта "Евро3", c 3% в 2005 году до 65% в 2015-м. Автогибриды Принимая во внимание недостатки использования автомобилей на одном из альтернативных видов топлива, автопроизводители пошли по пути создания гибридов — машин с двумя установленными двигателями. Такой автомобиль не требует подзарядки (она происходит автоматически) и сокращает объем вредных выбросов в атмосферу на 90% по сравнению с обычным бензиновым двигателем. Не случайно такие машины становятся все более популярными в странах Северной Европы, которые одними из первых внедряют передовые экологические инновации. |