Принуждение к чистоте Алюминщики преподнесут окружающей среде подарок в этом году. Как рассказал представитель ОК РУСАЛ по информационной работе в Уральском регионе Роман Лукичев, Богословский и Уральский алюминиевые заводы досрочно останавливают производство на двух экологически несовершенных линиях электролиза, введенных в эксплуатацию в конце 30−х годов прошлого века. По плану их вывод был намечен на 2012 — 2015 годы, но неблагоприятная рыночная конъюнктура заставила ускориться. И хотя сроков замены в РУСАЛе не называют, экологический эффект уже гарантирован: после закрытия только на Уральском алюминиевом выбросы сократятся на 14,9 тыс. тонн в год (до 9 тысяч). Ввод нового оборудования обеспечит улавливание 99,6% выбросов. Если алюминщиков заняться экологией подталкивает кризис, то нефтегазодобытчиков — государство: к 2011 году оно обязало довести утилизацию попутного газа до 95%. Для этого «Лукойл-Западная Сибирь» планирует инвестировать в 2009 — 2010 годах более 8 млрд рублей. Уменьшения объема инвестиций или срыва проекта в связи с кризисом здесь не ожидают. Правда, в управлении промышленной безопасности и экологии компании осторожно отмечают, что многое зависит от того, каков будет спрос на продукты попутного газа (широкую фракцию легких углеводородов, газовый бензин): сегодня нефтехимические предприятия не принимают эту продукцию в том количестве, которое оговаривалось в контрактах. Все опрошенные нами предприятия заявили, что не намерены сокращать затраты на экологию в связи с кризисом. Например, ОГК-5, в 2008 году вложившая в природоохранную деятельность на Рефтинской ГРЭС 924,4 млн рублей (в частности завершена рекультивация золоотвала № 1 площадью 440 гектаров), планирует реализовать все намеченные проекты, в том числе строительство системы сухого золошлакоудаления. Не дать промышленникам расслабиться обещают и надзорные ведомства. «Мы все предприятия предупреждаем, что, несмотря на кризис, требования наши остаются прежними, мы не будем принимать никаких отговорок», — заявил Николай Крупинин. В прошлом году его ведом¬ство собрало 3,778 млрд рублей платежей и штрафов за негативное воздействие на окружающую среду, выполнив установленный федеральной службой по экологическому надзору план на 136%. «Одна из основных составляющих экологических платежей — плата за складирование отходов, по отдельным субъектам УрФО их объем увеличился, потому что росло производство в 2007 — 2008 годах. Кроме того, мы выставляем претензии за несанкционированное и сверхлимитное размещение отходов, плата в этих случаях идет с повышающим коэффициентом», — пояснил Крупинин. Разруха в клозетах Если объемы выбросов в атмосферу и складирование твердых отходов хотя бы немного удается снижать, то о положительной динамике в сфере водопользования говорить не приходится: из 372 очистных сооружений на территории УрФО до нормативных показателей воду обрабатывают только 57. Основной загрязнитель — ЖКХ, пребывающее на грани развала, а также ливневые канализации городов, грязь которых сбрасывается в уральские реки вообще без всякой очистки. Понятно, что здесь кризис и безденежье только усугубят плачевное состояние. В этой ситуации проект Минприроды, предусматривающий увеличение с 2009 года платы за загрязнение водных объектов вдвое, а с 2014 года — в десять раз, выглядит неоднозначно. Стимулировать предприятия к модернизации водоочистки, конечно, необходимо. Но это может стать последней каплей для ЖКХ. Получается, что спад производства, вызванный кризисом, позволит отложить решение лишь части экологических проблем. Глобальный минус в том, что большинство компаний заморозило программы модернизации, сопутствующим итогом которых должно было стать внедрение «чистых» технологий. Поэтому когда спрос на их продукцию восстановится и производства запустятся на старых мощностях, дымить они начнут по-черному. «Эксперт Урал» №6 (363)/ |