Со шлакового отвала шлак экскаватором загружается, например на автомашину, и транспортируется на загрузочную площадку. С помощью колесного экскаватора и параллельно вручную производится предварительная выборка крупного металлического скрапа. Отсортированный материал бульдозером сдвигается в зону загрузки. Гусеничный экскаватор грузит материал в загрузочную воронку вибропитателя (например, ДРО-586), последний разделяет материал на две составляющие: земля, песок, глина и пр. плюс шлак фракцией 0-30 мм и шлак размером куска 30-500 мм. Вторая составляющая, т.е. шлак размером куска 30-500 мм, поступает в щековую дробилку (например, СМД-110А), где подвергается первичному дроблению до размера куска не более 150 мм и далее по конвейеру поступает на пост сортировки и через него во вторую щековую дробилку (например, СМ-741). На посту сортировки (N 1) снова выбирается металлический скрап для последующей транспортировки его в сталеплавильный цех. В щековой дробилке СМ-741 шлак дробится повторно сначала до размера куска не более 60 мм, а затем по конвейеру через еще один пост выборки скрапа (N 2) поступает в конусную дробилку "Паркер", где происходит дальнейшее дробление шлака до размера куска не более 30 мм. От конусной дробилки материал по конвейеру поступает на скоростной виброгрохот "Паркер", где производится рассеивание шлака по четырем фракциям: 0-5 мм, 5-10 мм, 10-28 мм и свыше 28 мм. Из шлака фракции свыше 28 мм также производится выборка скрапа на посту сортировки N 3. Оставшийся после выборки скрапа шлак фракции свыше 28 мм и фракции 10-28 мм погрузчиком загружается в бункер и по возвратному конвейеру вновь попадает на конусную дробилку "Паркер" для повторного дробления. В результате окончательным продуктом дробления становится шлак фракций 0-5 мм и 5-10 мм. Побочным продуктом переработки является металлический скрап, полученный с постов сортировки. Далее шлак фракций 0-5 мм и 5-10 мм погрузчиком загружается в бункеры участка сепарации. На этом участке установлены три классификатора, в которых путем гравитационной сепарации происходит отделение оставшегося металла от пустого шлака. Отделенный металл присоединяется к ранее выбранному металлическому скрапу, и полученный металлический концентрат направляется в сталеплавильный цех на переплавку в шихтовые болванки массой от 600 до 1350 кг, которые используются затем в сталеплавильном производстве данного предприятия для получения марочных сталей либо в качестве товарного продукта. Оставшийся пустой шлак может быть использован, например, для прессования дорожных плит или иных дорожностроительных элементов. Описанная технология переработки отвальных шлаков позволяет организовать такую переработку на любом предприятии с использованием обычного стандартного оборудования и при этом повысить извлечение годного металла до 95%, что в свою очередь дает возможность эффективно утилизировать и оставшуюся пустую породу без риска экологического загрязнения среды. Извлекаемые металлы являются весьма ценными (кроме железа это никель, хром, ванадий и другие легирующие ингредиенты), что, безусловно, оправдывает применение описанной технологии, с экономической точки зрения. Затраты на переработку шлака многократно окупаются, снимаются проблемы расширения шлаковых отвалов, занимающих значительную территорию и дополнительно ухудшающих экологию промышленной зоны. Таким образом, технический результат способа переработки отвальных шлаков согласно изобретению представляется реальным и промышленное применение способа весьма целесообразно.
|