Очень мешает раздельному сбору «несознательная» часть граждан, в принципе не желающая задумываться о том куда девать мусор, или читать надписи на контейнерах. Их доля также составляет около 25%. Если оставить контейнеры открытыми, они очень быстро будут заполнены обычным смешанным мусором. Поэтому контейнеры для раздельного сбора должны выполняться закрытыми, и оборудованы «приемными щелями», в которые не проходит пакет со смешанными отходами. (см. рис. 1). Не следует предусматривать какие-либо запоры на крышках контейнеров «от бомжей» - это приводит к актам вандализма. Наоборот, этих людей, в данном случае, следует рассматривать как партнеров, снижающих объем отходов. Главное, чтобы крышка автоматически закрывалась. Недостатком предложенной конструкции является невозможность сбора в контейнер больших картонных коробок, которые, однако, можно складировать рядом с контейнером для бумаги. Такая схема принята во многих городах Европы и Северной Америки (Амстердам, Торонто и др.). Успешность развития раздельного сбора, безусловно, определяется качеством информационно – разъяснительной работы. В то же время, хорошо организованный процесс: красивые баки и контейнерная площадка, своевременный вывоз, правильная установка контейнеров сами по себе являются мощным стимулятором для участия населения. И наоборот, огромный негативный эффект несет вывоз раздельно собранных ТБО совместно с обычным мусором, или контейнеры, поставленные приемной щелью к стене. Таким образом, в первую очередь информационно – разъяснительная работа должна производиться в среде дворников, домоуправов и водителей мусоровозов. Безусловно, информация о переходе на раздельный сбор должна быть доступна для граждан на всех этапах, однако на первых порах достаточно локальной информации в местах установки контейнеров (листовки, плакаты, банеры). По мере распространения раздельного сбора на весь город необходимо переходить к широкомасштабным рекламным акциям через СМИ и наружную рекламу. В принципе, рекламная кампания по раздельному сбору отходов мало отличается от методик маркетинговых коммуникаций компаний-производителей. Там продают товар за деньги, здесь же - решение проблемы за усилия. Главное для муниципальных властей – не забывать ежегодно выделять средства на рекламные мероприятия. Можно также задействовать положенные администрации квоты социальной рекламы. Основная проблема, с которой пришлось столкнуться в Санкт-Петербурге – это не отсутствие поддержки людей, а нежелание мелких чиновников и обслуживающих организаций всех мастей «усложнять себе жизнь». Ведь переход на раздельный сбор – это не только установка цветастых контейнеров, но пересмотр и усложнение структуры, тарифной и информационной политики связанной с обращением с отходами на всех этапах – от сбора до изготовления конечной продукции. Недаром за рубежом весь этот процесс обозначается термином «recycling» или «замыкание круга». Переход на новую систему «усложняет жизнь» организациям, обслуживающие жилфонд, транспортным компаниям, и жителям, а выгоды получает муниципальный бюджет из-за снижения затрат на обслуживание и строительство полигонов. Не стоит «вешать» все расходы по раздельному сбору на эксплуатирующие орагнизации, расчитывая что весь процесс раздельного вывоза, сортировки и агитации окупится за счет реализации вторсырья. Между тем, грамотная схема взаимодействия между муниципальной администрацией и коммерческими предприятиями приведет к снижению издержек как тех, так и других.
|