Денис Юрьевич Данилов, коммерческий директор асфальтобетон¬ного направления NCC Roads: – Щебень является одним из основных материалов при приготовлении сме¬си. От его качества зависят такие по-требительские свойства покрытия, как ровность, коэффициент сцепления, прочность, долговечность. Чтобы повысить качество такого исходного ма¬териала, как щебень, есть только один путь – открытие новых карьеров, ка¬чеством производимого материала ори¬ентированных на производство щебня для асфальтовых производств (серых гранитов и габбро-диабазов). Сейчас в Северо-Западном регионе существует определенный дефицит карьеров, спо¬собных удовлетворять потребности асфальтопроизводителей. Не весь щебень, производимый в карьерах, применим при производстве асфальта – он должен обладать определенными характеристи¬ками (марка по прочности, сцепление с битумом, необходимый процент кубовидного щебня после дробления и т.д.), т.е. уровень требований к щебню значительно выше, чем для щебня, используемого в общестроительных работах (например, для подготовки оснований дорог, производства бетона). В последнее время в нашем регионе открывается много карьеров, но качественно скорее ориентированных на рынок общестроительных работ. Зачастую приходится сталкиваться с тем, что в ходе геологоразведочных работ неверно определяется качественный состав породы. И ошибки эти обнаруживаются только тог¬да, когда процесс разработки карьеров необратим и вместо щебня предполагаемого качества добывается порода с характеристиками, не пригодными для производства асфальта. Поэтому первоочередная задача – открытие новых карьеров, ориентированных на произ¬водителей асфальта и их качественные стандарты. Однако самая важная составляющая асфальта, конечно же, битум, надлежащее качество которого сегодня не обеспечивает никто из российских производителей этого материала. Высокое качество европейского битума позволяет применять в дорожном строительстве практически любые виды щебня. В России производство битума сосредоточено на крупных НПЗ, где битум является остаточной частью производства нефтепродуктов и качество этого материала находится на низком уровне. Эта систе¬ма, созданная в Советском Союзе, действует и по сей день. В большинстве европейских стран, на¬пример в Швеции, созданы и построены предприятия, которые специализиру¬ются только на выпуске битума. В этом случае производители готовы выпускать битум любого качества и объема, в зави¬симости от требований заказчика. Мы же можем получать только то, что предлагают НПЗ, да и, то не всегда (многие заводы летом становятся на профилактику, и мы вынуждены получать битум из других регионов). До 1998 г. многие АБЗ покупали битум в Европе, но сегодня, с учетом погрузки, транспортировки, усложнения механизма прохождения границы и повышения таможенных пошлин, европейский битум фактически перестал пользоваться спросом в России. Напротив, российский битум экспортируется для дальнейшей переработки, что значительно обостряет проблему, поскольку спрос на этот нефтепродукт (даже низкокачественный) и без того опережает предложение. Представляется, что сегодня единственный путь повысить качество битума в России – применять модифицированный битум (полимерами, адгезионными добавками). К примеру, полимерно-битумное вяжущее можно получать на специальных установках путем введе¬ния в битум полимера или путем добавления определенных видов полимера в смесительную камеру при производстве асфальта. Мы используем технологию внедрения полимера в асфальтосмеси¬тельную установку при производстве асфальта. Однако стоимость асфальта с использованием битума, модифици¬рованного полимером, увеличивается в среднем на 30-40%, а это, как правило, не находит соответствующего отражения в проектах и сметной документации заказчика, который не готов идти на значительное увеличение стоимости работ. Тамара Степановна Широкова, заместитель генерального директора по качеству ОАО«АБЗ-1»: – Щебень, минеральный порошок и пес¬ки, производимые в нашем регионе, как правило, находятся на высоком уровне качества. Поэтому мы в несколько привилегированном положении по сравеннию с другими регионами России, так как применяем высокопрочные горные породы и высококачественный минеральный порошок. С битумом – хуже. Если ухтинский битум по статистике прошлых лет отвечал требованиям, предъявляемым к вяжущим для верхних слоев асфальтобетонного покрытия, то в 2008 г. имеют место поставки битума, не отвечающего требованиям Санкт-Петербурга по параметрам вязкости. Битум производства НПО «Киришинефтеоргсинтез» мы уже давно не применяем для устройства верхних слоев дорожных покрытий, как не отвечающий требованиям к асфальтобетонам для улиц с интенсивным движением транспорта. Вследствие нестабильного качества битума и увеличения доли легкового транспорта колейность на наших дорогах проявляется все ощутимее. Износ покрытия вырос и составляет 10-15 мм в год при интенсивности легкового движения свыше 10 тыс. автомобилей в сутки на одну полосу движения. Единственный способ повышения долговечности покрытия – регулирование свойств вяжущего путем модификации различными добавками и применение современных видов асфальтобетона (в частности – щебеночно-мастичного). Марина Алексеевна Веселова, главный технолог ЗАО «Беатон»: – Пути повышения качества исходных материалов могут быть двух видов: 1. Повышение качества исходных мате¬риалов производителями этих материалов, что требует повышенного контроля со стороны лабораторий производите¬лей и контролирующих органов, а также возможности пересмотра нормативной документации на данную продукцию. 2. Улучшение качества материалов на асфальтобетонных заводах: а) по битуму: введение адгезионных добавок или полимеров для производства ПБВ, что требует специальных установок по вводу добавок; б) по минеральному материалу: дробление материала. В настоящее время второй путь решения более приемлемый. Ввод добавок (по необходимости), дробление на нужные фракции приводит, как показывает практика, к повышению качества. Михаил Иванович Царалунга, генеральный директор ЗАО «АБЗ «Магистраль»: – Необходимость повышения качества инертных материалов и снижения их стоимости заставляет крупные асфальтобетонные производства обзаводиться собственными карьерами с современным дробильно-сортировочным оборудованием. Остальные предприятия вынуждены на производстве использовать относительно небольшие дробильно-сортировочные установки для получения кубовидного щебня узких фракций. Владимир Николаевич Петровский, директор ЗАО«РосАсфальт»: – Для получения высококачественных асфальтобетонных смесей желательно использовать щебень основных пород, например, таких как габбро-диабазы. В случае использования щебня, полученного путем дробления каменных материалов кислых пород, таких как граниты, целесообразно использовать адгезионные добавки. Для повышения качества дорожного битума применяется модификация последнего полимерами. Что на сегодняшний день выгоднее для производителей асфальтобетона: поку¬пать щебень нужных фракций или дро¬бить его на собственном оборудовании? М.А. Веселова: – Что выгоднее материально, сказать не могу. Но то, что оборудование дробильных комплексов на АБЗ гораздо современней дробильных установок карьеров, это точно. Качество дробленого материала гораздо выше! Т.С. Широкова: – Выгоднее дробить щебень на собственном оборудовании, поскольку его свежая дробленая поверхность более активна и имеет лучшую адгезию с битумом. Поэтому мы придерживаемся мнения, что дробить щебень лучше непосредственно перед приготовлением асфальтобетона. |