Что показывает опыт применения адге¬зионных добавок на российском рынке? Есть ли принципиальная разница между импортными добавками и отечествен¬ным продуктом? М.Н. Петровский: – Применение поверхностно активных веществ (ПАВ) при производстве асфальтобетонных смесей расширяется. С ростом скоростей движения происходит увеличение динамического воздействия транспорта на автомобильную дорогу. Разрушение происходит на границе раздела фаз материал-битум. Это ведет к оголению зерен минерального остова и, в конечном итоге, к разрушению покрытий в виде выкрашивания минерального материала или образования на поверхности покрытий «нисходящих» трещин. Для предотвращения возникновения вышеперечисленных дефектов целесообразно применять вяжущее с повышенными адгезионными свойствами, т.е. модифицированные ПАВ. Добавление ПАВ к битуму заметно улучшает обволакивание частиц и прилипание пленки вяжущего (адгезию) к каменным материалам кислых пород, поэтому эти добавки называются адгезионными. Улучшение адгезии существенно повышает качество асфальтобетонных смесей и, соответственно, дорожных покрытий. Реально на АБЗ России используется около десятка адгезионных добавок. Из отечественных можно перечислить та¬кие, как АМДОР-9, ДОРОС АП, БП-КСП, БП-3М, Азол1001, а также ряд импортных продуктов. Добавки различаются по цене, по количеству, в котором их надо вводить для достижения необходимого эффекта, технологичностью, термической стойкостью, стабильностью свойств от партии к партии. Немало¬важным критерием для выбора адгези¬онной присадки является также наличие или отсутствие специфического запаха, присущего некоторым адгезионным добавкам, что обуславливает возможность их применения в составе горячих асфальтобетонных смесей, предназначенных для устройства дорожных покрытий, в том числе и в населенных пунктах. Д.Ю. Данилов: – Введение в битум адгезионной добавки способствует повышению его сцепления с каменным материалом. Мы применя¬ем адгезионную добавку АМДОР. Это материал достаточно хорошего качества и соответствует всем нашим требовани¬ям к подобным добавкам. Принципи¬альной разницы между отечественными и импортными добавками мы не видим. Анатолий Васильевич Болдырев, генеральный директор ЗАО «АМДОР»: – Сегодня вряд ли есть необходимость убеждать дорожников в целесообраз¬ности и эффективности применения адгезионных добавок для улучшения показателя сцепления битума с мине¬ральным материалом и качества ас¬фальтобетонных смесей. Большинство специалистов дорожной отрасли знают, что обеспечить хороший показатель сцепления битума с минеральным ма¬териалом на битумах большинства оте¬чественных нефтеперерабатывающих заводов и минеральных материалах кис¬лых пород, каковыми являются прочные гранитные щебеночные материалы, не представляется возможным без исполь¬зования адгезионных добавок. Введение в битум адгезионной добавки в концен¬трации 0,3-1% повышает показатель сцепления в 3-4 раза. В настоящее время на российском до¬рожном рынке предлагается большой ассортимент адгезионных добавок как отечественного, так и зарубежного производства. Все они в большей или меньшей степени различаются по своим технологическим свойствам и эксплуа¬тационным характеристикам. Наилучшими адгезионными свойствами обладают катионоактивные ПАВ на основе имидазолинов, аминоамидов и аминов. К ним относятся ряд отече-ственных и импортных продуктов, таких как АМДОР-9, Дорос-АП, БП-ЗМ, Wetfix. Различие в свойствах и эксплуатаци¬онных характеристиках этих добавок обусловлено используемым сырьем и технологией производства. При срав¬нительной оценке адгезионных добавок для получения объективных достовер¬ных результатов необходимо проводить испытания на одном виде битума и одинаковом минеральном материа¬ле. Наилучшие по своим эксплуатаци¬онным характеристикам адгезионные добавки обеспечивают сцепление по ГОСТ 11508-74 на уровне образцов 1-2 при концентрации добавки в битуме 0,2-0,4%. Таковыми являются АМДОР-9, WetfixВЕ. |