Чрезвычайно важным фактором, оп¬ределяющим эффективность адгезион¬ных добавок, является равномерность распределения добавки в массе биту¬ма, что может обеспечиваться только при интенсивном перемешивании. Эта цель достигается при использовании для введения добавки в битум и эффек¬тивного смешения установки компа¬нии «ДАВИАЛ» (Москва). Дискретный способ подачи битума с присадкой в асфальтобетонный смеситель с помо¬щью этой установки обеспечивает так¬же минимальное время термического воздействия на адгезионную добавку и, соответственно, сохранения ее ад¬гезионной способности. Это позволяет фактически снять вопрос о термоста-бильности добавки. Основным критерием оценки адгези¬онных добавок сегодня является расход на 1 тонну битума и цена, которая при этом часто является определяющим по¬казателем. Более правильно оценивать адгезионные добавки по обобщенно¬му показателю – удельным затратам на 1 тонну битума, выраженному в рублях. Это позволит специалистам-дорожникам ориентироваться при выборе адгезион¬ной добавки не на цену, а на обобщен¬ный экономический показатель. Т.С. Широкова: – Мы используем различные адге¬зионные добавки: WETFIX (фирмы Akzo Nobel), АМДОР, Техпрогресси др. Разница – в количестве, добав¬ляемом в битум, а также в цене. При этом к добавкам зарубежных произ¬водителей пока больше доверия: они стабильны в своих свойствах во всех поставляемых партиях, чего не ска¬жешь о добавках российского произ¬водства. Вновь появившаяся на рынке добавка АМДОР-9 приемлема и по цене, и по качеству. М.И. Царалунга: – ЗАО «АБЗ «Магистраль» использует дорожные битумы различных марок, но основным является БНД 60/90, который для повышения его адгезионных свойств обязательно модифицируется адгезионными присадками. Для повышения адгезионных свойств битума и долговечности покрытия в производстве а/б смесей применяются ПАВ оте¬чественного (АМДОР, ТЕХПРОГРЕСС и т.д.) и импортного производства (WETFIX, ГРИППЕР и т.д.). Принципиальной разницы в добавках нет, так как они все изготовлены на основе аминов, но есть существенная разница в каче-стве дозирования, стоимости, органолептических свойствах. М.А. Веселова: – Принципиальная разница есть между любыми добавками (независимо от производителей): по вязкости, адгезионным свойствам, сохранению адгезионных свойств во времени, запаху, количеству и цене. Поэтому каждый производитель асфальтобетонных смесей выбирает добавку по свойствам, необходимым для определенного вида асфальтобетона, удобствам дозирования, цене. Какие существуют перспективы применения на российском рынке асфальтобетона на полимерном вяжущем? Т.С. Широкова: – Мы применяем полимербитумное вяжущее (ПБВ) в литых асфальтобе¬тонных смесях, используемых для устройства гидроизоляционных сло¬ев и дорожной одежды на мостах, на сооружениях с ортотропными плитами. Уплотняемые асфальтобетонные смеси, щебеночно-мастичный асфальтобетон на полимербитуме также целесообразны для использования в верхних слоях покрытий на объектах с интенсивным движением транспорта. Использование ПБВ, при оптимальном содержании полимера, может частично решать проблему колееобразования. |