Д.Ю. Данилов: – В этом году применение полимерно-битумного вяжущего (ПБВ) значительно возросло по сравнению с прошлогодними показателями. Например, ЗАО «ВАД» укладывает дорожное покрытие на Невском проспекте с использовани¬ем ПБВ, ряд проектов выполняет «До¬рожник-92». Но в ближайшем будущем применение ПБВ не найдет широкого распространения (за исключением производства литого асфальта), поскольку стоимость производства асфальта на этом битуме не находит пока отражения в сметах проектов, т.е. заказчик просто не готов оплачивать дополнительные расходы дорожных организаций. Все попытки таких подрядных организаций, как «Дорожник-92», повысить качество дорожного строительства, за счет собственных средств продвигая технологию полимермодификации битума, к сожалению, носят локальный характер. Пока на федеральном и городском уровне при формировании бюджетов на дорожное строительство не будет учитываться использование новых видов асфальта на дорогах с высокой интенсивностью движения, его применение будет носить эксперимен¬тальный характер. В.Н. Петровский: – Прочность, водо- и морозостойкость асфальтобетона во многом зависят от свойств битума. Вязкие битумы должны обладать комплексом структурно-механических свойств (ГОСТ-22245): эластичностью и пластичностью при низкой температуре, достаточной прочностью и теплостойкостью при высокой температуре, стойкостью против старения при технологической переработке и эксплуатации, прочным сцеплением с поверхностью минеральных материалов. Качество битумов зависит от природы сырья и технологии его переработки. Одним из способов повышения устойчивости асфальтобетона к действию тяжелых транспортных нагрузок и экстремальных температур является модифицирование битумов, т.е. изменение свойств битумов путем введения специальных добавок. Наиболее широкое применение в дорожном строительстве получили в этой связи полимербитумные вяжущие (ПБВ) с использованием трехблочного сополимера типа стирол-бутадиенстирол (СБС) в количестве 6-6,5% от массы битума. Различная физико-химическая природа струк¬турных блоков сополимера приводит к образованию самоорганизующейся трехмерной полимерной сетки в объеме ПБВ вследствие физической сшивки макромолекул полимера. За счет этого битумное вяжущее приобретает свойства, присущие эластомерам, что приводит к большей упругой деформативности, снижению хрупкости при низких температурах и одновременно к повышению сдвигоустойчивости покрытия при высоких температурах эксплуатации. М.А. Веселова: – Применение асфальтобетона на по¬лимерном вяжущем перспективно, как и любой другой вид асфальтобе¬тона. Его применение должно быть обосновано эксплуатационными характеристиками и экономической це¬лесообразностью. Хорошо бы, чтобы вид асфальтобетона выбирался на стадии проектирования. М.И. Царалунга: – При строительстве автодорог примене¬ние а/б смесей на основе полимербитумного вяжущего находится в зависимости от эксплуатационных и климатических условий. В настоящее время примене-ние ПБВ тормозится из-за проектных решений и неоснащенности заводов оборудованием для приготовления ПБВ. Перспектива развития и применения, безусловно, есть. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка нефтяных битумов можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок нефтяных битумов в России». www.newchemistry.ru |