Большая часть моторных масел, производимая и потребляемая в нашей стране – это масла для дизельных двигателей. Учитывая тот факт, что в структуре российского парка автомобилей с дизельными двигателями доля легковых автомобилей пренебрежительно мала (отечественные легковые автомобили с дизельными двигателями производятся в незначительном объеме, а импортные автомобили не получили распространение из-за низкого качества производимого в России дизельного топлива), то основные основная часть потребления сосредоточена в сегменте грузовых, опять же, отечественных автомобилей (по той же причине), сельскохозяйственной, строительной и военной техники, общественном (автобусы) и железнодорожном транспорте (железнодорожные масла, как и судовые, мы не стали выделять особо из моторных) и флоте. В таблице ниже представлена региональная структура российского парка техники с дизельными двигателями. Региональная структура и численность российского парка техники с дизельными двигателями в 2006 году Регион | автомобилей с дизельными двигателями, тыс. ед. | Регион | автомобилей с дизельными двигателями, тыс. ед. | | | Северо-Западный ФО | 245 | Южный ФО | 360 | | Республика Карелия | 15 | Республика Адыгея | 10 | | Калининградская область | 15 | Республика Дагестан | 35 | | Республика Коми | 20 | Республика Ингушетия | 10 | | Архангельская область | 25 | Кабардино-Балкарская Республика | 15 | | Вологодская область | 20 | Волгоградская область | 40 | | Мурманская область | 15 | Карачаево-Черкесская Республика | 10 | | г. Санкт-Петербург | 60 | Республика Северная Осетия – Алания | 10 | | Ленинградская область | 50 | Республика Калмыкия | 5 | | Новгородская область | 10 | Чеченская Республика | 5 | | Псковская область | 15 | Астраханская область | 20 | | Центральный ФО | 760 | Краснодарский край | 90 | | Белгородская область | 25 | Ставропольский край | 45 | | Воронежская область | 50 | Ростовская область | 65 | | Курская область | 30 | Уральский ФО | 195 | | Липецкая область | 20 | Курганская область | 20 | | Тамбовская область | 20 | Тюменская область | 60 | | Брянская область | 25 | Свердловская область | 60 | | Владимирская область | 25 | Челябинская область | 55 | | Ивановская область | 20 | Сибирский ФО | 315 | | Калужская область | 20 | Республика Алтай | 5 | | Костромская область | 15 | Алтайский край | 40 | | г. Москва | 230 | Кемеровская область | 45 | | Московская область | 160 | Новосибирская область | 35 | | Орловская область | 15 | Омская область | 30 | | Рязанская область | 20 | Томская область | 20 | | Смоленская область | 20 | Республика Бурятия | 15 | | Тверская область | 25 | Республика Тыва | 5 | | Тульская область | 20 | Республика Хакасия | 10 | | Ярославская область | 20 | Красноярский край | 40 | | Приволжский ФО | 490 | Иркутская область | 50 | | Республика Марий Эл | 10 | Читинская область | 20 | | Республика Мордовия | 15 | Дальневосточный ФО | 160 | | Чувашская Республика | 25 | Республика Саха (Якутия) | 15 | | Республика Башкортостан | 55 | Еврейская автономная область | 5 | | Удмуртская Республика | 25 | Чукотский автономный округ | 5 | | Кировская область | 25 | Приморский край | 60 | | Нижегородская область | 50 | Хабаровский край | 25 | | Республика Татарстан | 70 | Амурская область | 15 | | Пензенская область | 25 | Камчатская область | 10 | | Самарская область | 60 | Магаданская область | 15 | | Саратовская область | 35 | Сахалинская область | 10 | | Ульяновская область | 25 | РОССИЯ, всего: | 2525 | | Оренбургская область | 35 | | Пермский край | 35 | |
Источник: оценка на основе данных ГИБДД
Стоит учесть, что, на самом деле, количество грузовых автомобилей, зарегистрированных в г. Москве ниже. Однако мы сделали поправку на фактическое количество, в том числе на ту технику, которая зарегистрирована в соседних субъектах, но ежедневно эксплуатируется и обслуживается в Москве. На диаграмме ниже графически представлена структура техники с дизельными двигателями в Федеральных округах. Структура численности парка техники с дизельными двигателями по федеральным округам РФ в 2006 году Источник: оценка на основе данных ГИБДД
Однако представленная выше структура не отражает реальных объемов потребления масел. Причин на это две. 1) Ключевая причина заключается в том, что техника с дизельными двигателями в различных субъектах Федерации весьма разнородна. Этим обусловлено различные объемы ее потребления на единицу техники. В Центральном ФО и Северо-Западном ФО, наряду с грузовыми автомобилями, строительной и сельскохозяйственной техникой, порядка 15-25% от совокупного количества, по нашим оценка, представляют собой легковые автомобили; в Южном ФО наиболее велика доля сельскохозяйственной техники; в Уральском ФО, в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе основная часть – техника с высокофорсированными двигателями – карьерные грузовики; и т.д. 2) Не учтена часть техники, использующая моторные масла, в армии и на флоте, железнодорожный транспорт, использующий ж/д. – масла, которые также нами отнесены к моторным. Таким образом, структуру потребления дизельных масел необходимо строить с учетом и этих двух параметров. Отраслевая структура использования дизельной техники, построенная нами на основе данных опроса производителей масел, отраслевых потребителей, а также собственных оценок, структуре и динамике развития отраслей, выглядит следующим образом. Оценочная структура использования дизельной техники в отраслях народного хозяйства в 2006 году Источник: данные опроса производителей и потребителей масел, собственные оценки
Так, отраслевая структура использования техники с дизельными двигателями в целом отличается от реальной отраслевой структуры потребления. Представим ее в следующем пункте главы. Отраслевая структура потребления дизельных моторных масел На основе данных опроса производителей, нами была выявлена следующая отраслевая структура потребления дизельных масел. Основные выделенные нами отрасли – строительство, промышленность (преимущественно добывающие отрасли – карьерные самосвалы, трактора буровая техника и т.д.), автомобильный и железнодорожный транспорт, сельское хозяйство. Помимо этих отраслей, отдельно мы выделили армию и флот. Нами была получена следующая структура.
Отраслевая структура потребления дизельных масел в 2006 году Источник: оценка основана на данных опроса производителей
Таким образом, порядка 26% от совокупного объема дизельных масел используется дизельной техникой в строительстве, 20% - сельскохозяйственной техникой, 19% - в промышленности (в добывающих и сырьевых отраслях), 16% - в сфере автомобильных перевозок, 5% от совокупного объема дизельных масел потребляется железнодорожным транспортом. Армия и флот используют 7% и 3% соответственно. В прочих отраслях и физическими лицами потребляется примерно 4% от потребляемых в России дизельных масел. В абсолютных значениях те же данные представлены на диаграмме ниже. Отраслевые объемы потребления дизельных масел в 2006 году Источник: оценка основана на данных опроса производителей
Так, в строительная техника использует порядка 140 тыс. тонн дизельных масел, сельское хозяйство – около 107,5 тыс. тонн, промышленность – 102 тыс. тонн, а автомобильный транспорт – порядка 86 тыс. тонн. Во всех остальных отраслях совокупный объем потребления дизельных масел составил около 102 тыс. тонн в 2006 году. Региональная структура потребление дизельных моторных масел При оценке региональной структуры потребления дизельных масел нами были учтены как представленная ранее региональная структура парка дизельной техники, так и примерные коэффициенты развития тех или иных отраслей. Нами была получена следующая региональная структура потребления масел.
Структура потребления дизельных масел по федеральным округам в 2006 году Источник: оценка на основе дынных опроса производителей и потребителей масел, ж/д-стат.
Примерно четверть дизельных масел используется в Центральном ФО. На Приволжский и Сибирский ФО приходится 17% и 16% соответственно. В Южном ФО используется порядка 14% от совокупного объема потребления дизельных масел, в Уральском – около 13%, в Северо-Западном – порядка 9%, а в Дальневосточном – около 6% от совокупного объема дизельных масел. В абсолютных величинах диаграмма выглядит следующим образом. Оценка объемов потребления дизельных масел в федеральных округах РФ в 2006 году Источник: оценка на основе дынных опроса производителей и потребителей масел, ж/д-стат.
Так, объем потребления в Центральном ФО превысил 150 тыс. тонн, в Приволжском он составил 97 тыс. тонн, в Сибирском – 59 тыс. тонн. Примерно столько же было потреблено дизельных масел в 2006 году Уральском ФО. В Южном ФО объем потребления составил около 86 тыс. тонн, в Северо-Западном – 54 тыс. тонн. В Дальневосточном ФО объем потребления в 2006 году составил всего 32 тыс. тонн. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка смазочных масел можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок смазочных масел в России». Об авторе: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов. • Маркетинговые исследования • Технико-экономическое обоснование • Бизнес-планирование Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков Тел.: (495) 918-13-12, (495) 911-58-70 E-mail: mail@akpr.ru WWW: www.akpr.ru |