новые химические технологии
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПОИСК    

НА ГЛАВНУЮ 

СОДЕРЖАНИЕ:

НАУКА и ТЕХНОЛОГИИ

Базовая химия и нефтехимия

Продукты оргсинтеза ............

Альтернативные топлива, энергетика ...........................

Полимеры ...........................

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА

Мнения, оценки ...................

Законы и практика ...............

Отраслевая статистика .........

ЭКОЛОГИЯ

Промышленная безопасность

Экоиндустрия .......................

Рециклинг ............................

СОТРУДНИЧЕСТВО

Для авторов .........................

Реклама на сайте ................

Контакты .............................

Справочная .........................

Партнеры ............................

СОБЫТИЯ ОТРАСЛИ

Прошедшие мероприятия .....

Будущие мероприятия ...........

ТЕНДЕРЫ

ОБЗОРЫ РЫНКОВ

Анализ рынка сывороточных белков в России
Рынок кормовых отходов кукурузы в России
Рынок рынка крахмала из восковидной кукурузы в России
Рынок восковидной кукурузы в России
Рынок силиконовых герметиков в России
Рынок синтетических каучуков в России
Рынок силиконовых ЛКМ в России
Рынок силиконовых эмульсий в России
Рынок цитрата кальция в России
Анализ рынка трис (гидроксиметил) аминометана в России

>> Все отчеты

ОТЧЕТЫ ПО ТЕМАМ

Базовая химия и нефтехимия
Продукты оргсинтеза
Синтетические смолы и ЛКМ
Нефтепереработка
Минеральные удобрения
Полимеры и синтетические каучуки
Продукция из пластмасс
Биохимия
Автохимия и автокосметика
Смежная продукция
Исследования «Ad Hoc»
Строительство
In English
  Экспорт статей (rss)

Альтернативные топлива, энергетика

БЕНЗАНОЛ: российский биоэтанол


ОАО ВНИИНП и ЗАО НПО «Химсинтез» создано этанолсодержащее топливо – БЕНЗАНОЛ. Разработан ГОСТ Р 52201-2004 - «Этанольное моторное топливо для автомобильных двигателей с принудительным зажиганием. Бензанолы, который действует с 1 июля 2004 года.


 

В настоящее время ассортимент и качество вырабатываемых и применяемых автобензинов определяется не только техническими возможностями нефтепереработки и нефтехимии, но и структурой автомобильного парка страны, а также экологическими требованиями, которые в последнее время стали определяющими.
Ужесточаются требования по содержанию серы; ароматических, в том числе бензола, и олефиновых углеводородов; по испаряемости бензинов. Производство в России автомобильных бензинов с улучшенными экологическими свойствами остается актуальным, так как отсутствуют в необходимом количестве традиционные бензиновые компоненты компаундирования: алкилат, изомеризат, оксигенаты. Большинство НПЗ находятся в эксплуатации от 30 до 50 лет, значительная часть их устарела и нуждается в модернизации. Однако из-за скудости финансирования модернизация и строительство новых установок сдерживаются. Поэтому одним из решений проблемы получения таких автомобильных топлив является использование в качестве высокооктанового компонента этилового спирта.
Использование этанола в качестве добавки к моторным топливам для двигателей с искровым зажиганием широко известно. Уже в восьмидесятых годах прошлого века началось массовое производство обезвоженного спирта и использование его в бензинах в США, Канаде, Бразилии, ряде стран Европы. Практически все ведущие производители автомобилей (за исключением отечественных) допускают введение в топливо до 10% этанола. В Бразилии, благодаря мягким климатическим условиям, более половины автомобильного парка используют этанол в качестве основного вида топлива. В США широко используется «газохол», содержащий от 5,7 до 10% этанола. Производится топливный этанол на гигантских спиртзаводах производительностью до 1000 тонн абсолютированного спирта в сутки.
Российская Федерация до последнего времени несколько отставала в решении этих проблем. Причин тому несколько. Во-первых, наличие достаточно дешевой нефти, во-вторых, отсутствие производств абсолютированного этанола из возобновляемых источников сырья и, в третьих, отсутствие комплексного подхода к решению данных вопросов. Тем не менее, в 1999 году в России были разработаны и утверждены технические условия на бензины автомобильные неэтилированные, содержащие до 5% масс. этанола (ТУ 38.401-58-244-99). В 2002 году введен ГОСТ Р 51866-2002, предусматривающий выпуск бензинов с 5% об. этилового спирта, что составляет не более 2,7% по кислороду. Однако по тем же причинам эти решения практически не нашли применения.
Толчком к решению проблемы применения этанола в топливе послужили совместные действия ОАО ВНИИНП и ЗАО НПО «Химсинтез», направленные на создание в России нового (для нас) вида топлива, получившего название БЕНЗАНОЛ. С этой целью с подачи названных организаций в Общероссийский классификатор продукции была внесена отдельная подгруппа 02 5140 «Альтернативные виды топлива», а в составе этой подгруппы выделена позиция 02 5142 «Этанольное моторное топливо с содержанием этанола свыше 5% по объему для двигателей внутреннего сгорания с принудительным зажиганием».
Следующим шагом явилась разработка национального стандарта ГОСТ Р 52201-2004  «Этанольное моторное топливо для автомобильных двигателей с принудительным зажиганием. Бензанолы. Общие технические требования», с датой введения в действие с 1 июля 2004 года.
Настоящий стандарт устанавливает основные технические требования к топливам «Бензанолы» (таблица 1), а также основные требования по безопасности и охране окружающей среды. Необходимость создания нового ГОСТа связана с тем, что бензанолы являются самостоятельным видом продукции, отличающимся от бензинов по отдельным техническим характеристикам.
В отличие от показателей качества, нормируемых для традиционных автомобильных бензинов, к бензанолам предъявляются дополнительно следующие требования:
- объемная доля этанола в пределах 5-10%;
- содержание кислорода не более 3,5% масс.;
- антикоррозионные свойства (степень коррозии стального стержня);
- фазовая стабильность (температура помутнения).

Кроме того, в связи с использованием в бензанолах этилового спирта, к ним могут применяться специальные меры государственного регулирования их производства и оборота.
Помимо ГОСТ Р 52201-2004 на бензанолы разработаны и утверждены технические условия ТУ 38.401-58-330-2003, где в зависимости от детонационной стойкости предусмотрены три марки бензанолов: БИ-80, БИ-92 и БИ-95, все октановые числа приведены по исследовательскому методу. Следует отметить, что введение в бензин до 5% этилового спирта не дает того антидетонационного эффекта, который позволил бы получить на базе АИ-92 бензин АИ-95. Использование же до 7-10% этанола позволяет без дополнительных антидетонационных присадок получить прирост октанового числа более чем на 3 единицы. При этом, благодаря более полному сгоранию топлива, количество вредных выбросов снижается на 20-30%.

Таблица 1.Показатели качества бензанолов

Наименование показателей

Значение
Детонационная стойкость:октановое число: 
по моторному методу76-88
по исследовательскому методу80-98
Концентрация свинца, мг/дм3 бензанолане более 5
Фракционный состав: объемная доля испарившегося бензанола, %, при температуре: 70°С 
летнего вида20,0-48,0
зимнего вида22,0-50,0
100°С46,0-71,0
150°Сне менее 75,0
конец кипения бензанола, °Сне выше 210
остаток в колбе, % об.не более 2,0
Давление насыщенных паров, кПа, 
летнего вида45,0-60,0
зимнего вида60,0-90,0
Концентрация серы, мг/кгне более 500
Объемная доля этанола, %5,0-10,0
Объёмная доля бензола, %не более 5,0
Концентрация смол, промытых растворителем, мг на 100 см3 бензанолане более 5
Антикоррозионные свойства:степень коррозии стального стержня, баллыне более 1
Фазовая стабильность:температура помутнения, °С 
на месте производстване выше
летнего видаминус 10
зимнего видаминус 30
Массовая доля кислорода, %не более 3,5

В соответствии с утвержденной инструкцией по производству бензанолов в ЗАО НПО «Химсинтез» выработаны опытно-промышленные партии, представляющие смесевое автомобильное топливо с содержанием этилового спирта до 7,8% масс., и проведены квалификационные испытания. По результатам квалификационных испытаний было отмечено, что бензанолы имеют хорошее распределение детонационной стойкости по фракциям: для БИ-80 – 1,12, БИ-92 и БИ-95 – 0,98; низкое содержание ароматических углеводородов, которое составляет в БИ-92 –26,8% об. и БИ-95- 30,6% об., в том числе содержание бензола не превышает 2%.
Однако, наряду с очевидными преимуществами бензанолов, они имеют определенный недостаток, связанный с повышением коррозионной агрессивности топлива при наличии в нем этанола. При этом, с другой стороны, наличие в топливе спирта способствует очищению топливной системы. Коррозионная агрессивность существенно возрастает в присутствии растворённой воды и в ещё большей степени в присутствии отделённой от спирта свободной воды. Кроме того, наличие в спирте воды может приводить к расслоению топлива и к снижению антдетонационного эффекта за счет абсорбирования спирта водой и снижения концентрации его в топливе. В частности, исследования показали, что в бензанолах недопустимо использование спирта ректификата крепостью 96,5%. Таким образом, для исключения попадания в бензанол воды кроме очевидных мер по его должному хранению необходимо применять только обезвоженный (абсолютированный) спирт с содержанием воды не более 0,1-0,2%.
Первым предприятием в России, успешно производящим абсолютированный спирт из растительного сырья, стало ОАО «Биохим» (Тамбовская область), где совместно с ЗАО НПО «Химсинтез» создана установка азеотропной перегонки спирта в присутствии циклогексана. Производительность этого завода (1500 дал спирта в сутки) позволяет обеспечить изготовление до 50 000 тонн бензанола в год. В настоящее время ЗАО НПО «Химсинтез» совместно с ЗАО «Зернопродукт» (Тульская область) начато создание установки, обеспечивающей обезвоживание до 10 000 дал спирта в сутки путем адсорбции воды на молекулярных ситах. Установка должна быть внедрена до конца года.
Дополнительным средством борьбы с коррозией является применение антикоррозионных присадок. Проведенные ОАО ВНИИНП исследования показали, что использование таких присадок как DCI 11, СВ-20, Амдор-ЭМ позволяют полностью исключить коррозионное воздействие этанола на стальные изделия.
Оценка антикоррозионных свойств присадок проводилась по аналогу применяемых за рубежом методов А DIN 51585 и ASTM D 665 B, с использованием стандартного отечественного прибора АСМ-1. Сущность метода заключается в определении коррозии стального стержня (Ст. 3), погружённого в смесь испытуемого топлива и дистиллированной воды.
В табл. 2 представлены результаты оценки антикоррозионной эффективности испытанных присадок.

Таблица 2. Результаты оценки антикоррозионной эффективности присадок (по отношению к Ст. 3 в присутствии дистиллированной воды).

Образец
Изменения наповерхности стержняЗначениеСтепенькоррозии
БензанолКоррозии подвержено более 6% поверхностиСильная3
Бензанол + 0,005% СВ-20Отсутствуют следы коррозии в виде пятен и точекОтсутствие0
Бензанол + 0,0025% В-20Не более шести темных точек и пятен диаметром не более 1 мм каждоеСледы1
Бензанол + 0,005% Амдор-ЭМОтсутствуют следы коррозии в виде пятен и точекОтсутствие0
Бензанол +0,0025% Амдор-ЭМНе более шести темных точек и пятен диаметром не более 1 мм каждоеСледы1
Бензанол + 0,0016% CI 11Отсутствуют следы коррозии в виде пятен и точекОтсутствие0

Результаты испытаний по оценке влияния ингибиторов коррозии на физико-химические и антидетонационные свойства бензанола показали, что наличие присадок СВ-20 (0,005%), Амдор-ЭМ (0,0025%), DCI 11 (0,0016%) не приводит к существенному изменению качественных показателей исходного бензанола.
Таким образом, проблемы, связанные с повышением коррозионной активности бензанола по сравнению с бензином, могут быть успешно решены за счет использования абсолютированного спирта и антикоррозионных присадок.
В заключение следует отметить, что, таким образом, в Российской Федерации предприняты первые успешные шаги по созданию нового для нашей страны вида спиртосодержащего моторного топлива.
В настоящее время ЗАО НПО «Химсинтез» ведется подготовка к промышленному выпуску бензанолов для нужд автопредприятий г. Москвы.

В.П. Баранник, В.В. Макаров, А.А. Петрыкин,
А.В. Шамонина, ЗАО НПО «Химсинтез», Красноармейск
В.Е. Емельянов, С.Н. Онойченко, ОАО ВНИИ НП, Москва

Источник: ГСМ

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка горюче-смазочных материалов можно познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков:

«Рынок автомобильных бензинов в России»

«Рынок нефтяных битумов в России»

«Рынок дизельных топлив в России»

«Рынок смазочных масел в России».

 

Версия для печати | Отправить |  Сделать стартовой |  Добавить в избранное

Куплю

19.04.2011 Белорусские рубли в Москве  Москва

18.04.2011 Индустриальные масла: И-8А, ИГНЕ-68, ИГНЕ-32, ИС-20, ИГС-68,И-5А, И-40А, И-50А, ИЛС-5, ИЛС-10, ИЛС-220(Мо), ИГП, ИТД  Москва

04.04.2011 Куплю Биг-Бэги, МКР на переработку.  Москва

Продам

19.04.2011 Продаем скипидар  Нижний Новгород

19.04.2011 Продаем растворители  Нижний Новгород

19.04.2011 Продаем бочки новые и б/у.  Нижний Новгород

Материалы раздела

МОЩНЕЙШАЯ СОЛНЕЧНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ В РОССИИ
ТЭС НА ДРЕВЕСНЫХ ОТХОДАХ
УСТАНОВКА ДЛЯ УТИЛИЗАЦИИ ТЕПЛОВЫХ ВЫБРОСОВ
СОЛНЕЧНАЯ ЭНЕРГЕТИКА: главные достижения 2012-го
ОРГАНИЧЕСКИЕ СВЕТОДИОДЫ РЕЗКО ПОДЕШЕВЕЮТ
УСТАНОВКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ «БИОКОКСА»
ВЕТРОЭНЕРГЕТИКА В ПОМЕРАНИИ
ВОДОРОСЛИ В ТОПЛИВО за 1 МИНУТУ
НА ПУТИ К УГЛЕРОДНЫМ СОЛНЕЧНЫМ ПАНЕЛЯМ
ПЕЛЛЕТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
БИОГАЗОВЫЕ ПРОЕКТЫ в РОССИИ
БИОГАЗОВАЯ УСТАНОВКА В КУЗБАССЕ
ВЕТРО-СОЛНЕЧНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ в ПРИБАЙКАЛЬЕ
ЖИДКОЕ ТОПЛИВО ИЗ ЦЕЛЛЮЛОЗЫ
НОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ СОЛНЕЧНЫХ БАТАРЕЙ
ЭЛЕКТРОМОБИЛИ ЗАРЯЖАЮТСЯ ОТ ТРАМВАЙНОЙ СЕТИ
ЕС ОТКАЗЫВАЕТСЯ от БИОТОПЛИВА
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА в ГЕРМАНИИ
ТЕХНОЛОГИЯ "ТОПЛИВНЫХ ЯЧЕЕК"
ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ в АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ
АВТОМОБИЛЬ НА ЖИДКОМ ВОЗДУХЕ
ПОПЛАВКОВАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ
«ЛУЧИСТОЕ ТЕПЛО»
ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ ВЫРАБАТЫВАЮТ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
ВОЛНОВЫЕ ЭЛЕКСТРОСТАНЦИИ
ПРОГРАММА 3M по СОЗДАНИЮ ВОДОРОДНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
«ЛЕЖАЩИЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ» СОБИРАЕТ ЭНЕРГИЮ
СОЛНЕЧНЫЕ КОЛЛЕКТОРЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
ШУМОЗАЩИТНЫЕ ЭКРАНЫ ВЫРАБАТЫВАЮТ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ
ВЕТРО-СОЛНЕЧНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ МОЩНОСТЬЮ 100 КВТ
ПЕРВЫЙ ОБЪЕКТ ПРОЕКТА «DESERTEC»
ПЕЛЛЕТНЫЕ КОТЛЫ
БИОДИЗЕЛЬ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ
ПЕРЕДАЧА ЭЛЕКТРИЧЕСТВА ОТ ДОРОГИ К ДВИЖУЩЕМУСЯ АВТОМОБИЛЮ
ВЕТРОГЕНЕРАТОРЫ «РОСАТОМА»
«ТОРФЯНАЯ» ТЭЦ на 150 МЕГАВАТТ
СИНТЕЗ НЕФТИ ИЗ УГЛЯ ПУТЕМ ДОБАВЛЕНИЯ ВОДОРОДА
ВЕТРОПАРК в КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ТОРФЯНАЯ КОТЕЛЬНАЯ В ТУГУЛЫМЕ
КАКОЙ ВРЕД НЕСУТ ВЕТРОПАРКИ?
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАЗОМОТОРНЫХ ТОПЛИВ
БИОГАЗОВАЯ СТАНЦИЯ В КРАСНОДАРЕ
ГАЗОЖИДКОСТНАЯ КОНВЕРСИЯ (ГЖК)
БИОГАЗОВЫЕ СТАНЦИИ В РОССИИ
АВТОМОБИЛИ НА МЕТАНОЛЕ

>>Все статьи

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright © Newchemistry.ru 2006. All Rights Reserved