Глобальная конкуренция со стороны производителей низкозатратной продукции, преимущественно в Азии, по-разному влияет на отдельные сегменты рынка экструзии. Очень сильную озабоченность испытывают производители пленок массового потребления, которые в то же время страдают от массированного импорта пленки, преобразованной в полиэтиленовой пакеты для розничной торговли. В отличие от них производители экструдированного листа вовсе не испытывают страха перед импортом. Они специализируются на мелкосерийном производстве продуктов, изготавливаемых по индивидуальным заказам, в состав которых входят отходы из обрезков, возвращаемых заказчиками: а это непреодолимые препятствия для конкурентов, живущих за океаном.
| Spartech построила свое новое предприятие для экструзии в Монтеррее, Мексика, для того, чтобы последовать за заказчиком, который покинул США. В настоящее время предприятие является магнитом, привлекающим заказы от других заказчиков из США, которые переводят свое производство в регионы с более низкими затратами. |
В области оконных профилей давление импорта только начинает ощущаться. Впервые в прошлом году производители окон из США получили образцы китайских товаров с ценами значительно ниже предлагаемых известными производителями внутри страны. Благодаря своему весу и массивности, другие профили для строительства, такие как боковая обшивка, ограждение или трубы, вряд ли будут испытывать конкуренцию со стороны импортеров. Рынок пленки наиболее уязвим Суть проблемы, стоящей перед производителями пленки в том, что в виде рулона еще проще можно компактно транспортировать пластмассу, чем даже в гранулах. “Ни один пленочный продукт в настоящее время не гарантирован от воздействия глобальной конкуренции”, - говорит Луис Стортини, директор по глобальному бизнесу в области сарана и специальных пленок компании Dow Chemical Co., Мидланд, Мичиган. Не все пленочные продукты в одинаковой степени чувствительны к воздействию зарубежной конкуренции. Заграничная конкуренция в области соэкструдированной высокопрозрачной пленки для медицинской отрасли и упаковки пищевых продуктов (особенно барьерной пленки) значительно меньше, поскольку такая пленка должна соответствовать требованиям FDA и экологическому законодательству. Меньше конкуренция также в области производства специальных продуктов, таких как пленка для конвертов с окошком компании Dow и ее клеевая пленка. Термоусадочная плёнка, такая как рукава для маркировки, также вряд ли будет импортироваться из-за океана, поскольку для нее нужна окружающая среда с регулируемой температурой. При перегревании в закрытом контейнере в порту исчезают усадочные свойства. Другим особым случаем является растягивающаяся пленка, которая наматывается не так туго, как другие виды пленки. “В своем окончательном виде она содержит очень много воздуха”, - говорит Джеймс Чейз, президент Industrial Packaging Group компании ITW, Гленвью, Иллинойс, - “А это делает транспортировку на большие расстояния нерентабельной. Поэтому обычно большая часть того, что здесь потребляют, здесь же и производят. Теоретически, можно импортировать очень большие рулоны и перерабатывать их здесь, но пока это происходит в незначительном объеме”. Исключение составил конец 2005 г., когда ураганы раздули цены на смолу в США и открыли новые возможности для импорта азиатской растягивающейся пленки. Тем не менее, качество было проблемой. “Невозможно было продать большую часть импортной растягивающейся пленки”, - говорит Рэндолф Скотт, вице-президент по глобальному маркетингу компании Pliant Corp., Шаумбург, Иллинойс. “Пленка, которая была получена, была на поддонах ручной упаковки, что недостаточно современно по сравнению с машинной упаковкой, но даже для ручной упаковки есть определенные требования к качеству”. Низкое качество вредит импорту, соглашается Алфред Тео, председатель компании Sigma Plastics Group, Линдхерст, Нью-Джерси, крупного производителя и специальных пленок, и пленок массового производства. Он рассказывает, что дистрибьютор сухой чистки недавно импортировал мешки для одежды с печатью из Китая, которые имели такой сильный запах химических веществ от красителя на основе растворителя, что он не смог использовать мешки. Покупатель предложил их Sigma для переработки в качестве отходов, но Sigma отказалась. “Они так сильно пахли, что невозможно было стоять рядом с поддоном”, - вспоминает Тео.
| Chelsea Building Products и другие американские производители оконного профиля провели испытания дешевых китайских образцов, и обнаружили, что в них много наполнителя и мало двуокиси титана и модифицирующей добавки, увеличивающей ударную прочность. А в некоторых даже содержался свинец. |
Глобальные компании, производящие пленки как в США, так и в регионах с низкими затратами, таких как Мексика или Дальний Восток, обычно обслуживают местные рынки там, где расположены предприятия. Но так бывает не всегда. Так, например, $6.5-миллиардное отделение Alcan Packaging компании Alcan включает подразделение пищевых и специальных пленок компании Alcan Food Packaging Americas, которая производит пленку в США, Мексике и Канаде. “Мы приобрели Novacel в Мексике четыре года тому назад, и теперь производим пленку на трех предприятиях в Мексике, которые обслуживают, в основном, мексиканский рынок”, - говорит Майкл Куриа, вице-президент и генеральный директор компании Alcan Food and Specialties, Чикаго. “Но определенную часть мексиканской пленки мы импортируем в США, и продаем в виде пленки или используем для своей собственной переработки в товары для того, чтобы более конкурентоспособно обслуживать всех наших заказчиков в Северной Америке”. Alcan уделяет основное внимание специальным пленкам для упаковки кофе, сельскохозяйственных продуктов, корма для животных, приправ, закусок, печения, крекеров и пакетиков с соком. Перерабатывающие оффшорные компании с низкими затратами также представляют угрозу для отечественных обработчиков. “Мы наблюдаем большое различие в цене в области допечатной подготовки для упаковки с печатью из Китая и Кореи: у них цены почти на 50% ниже, чем здесь”, - говорит Билл Бёрк, глава и президент Nordenia North America из Джексона, Миссури. Базирующаяся в Германии Nordenia имеет два предприятия по производству и переработке пленки в Китае и Малайзии. “Мы будет транспортировать пленку с печатью от наших собственных азиатских компаний, если мы увидим, что это дешевле”, - добавляет он. - “Но там, где существенным фактором является время поставки на рынок и небольшие партии, заказчики предпочитают приобретать в США”. Компания Nordenia остается конкурентоспособной по отношению к другим отечественным производителям за счет использования самого усовершенствованного оборудования для производства своих собственных ламинированных пленочных структур, таких как пленки с высоким барьером влагостойкости для обеспечения более продолжительного срока хранения. Базирующаяся в Японии Toray Plastics (America) Inc. также имеет предприятия по производству пленки в Китае и в Малайзии, и импортирует некоторые пленки массового потребления с этих предприятий для дополнения того ассортимента, который производится дома. “Большинство пленок компании Toray, которые производятся здесь, не будут испытывать влияния импорта благодаря совей инновационной функциональности, такой как улучшение барьерных свойств или меньшая толщина, которые более экономичны при расчете затрат на единицу продукции”, - говорит Рик Шлоссер, старший вице-президент и генеральный директор Torayfan Div. в Н. Кингстоне, Род-Айленд. Угроза или возможность? Глобальные производители специальных пленок рассматривают возникающие оффшорные рынки как возможности последовать за заказчиками за рубеж. Pliant, производитель растягивающейся пленки и другой специальной упаковки, подумывает о строительстве предприятий на Ближнем и/или Дальнем Востоке. “Поскольку наши заказчики и заказчики заказчиков развернули там свои предприятия”, - говорит Рэндолф Скотт, - “упаковка последует за ними, поскольку здесь заказчика больше нет”. Компания Klockner Pentaplast, которая производит усадочную пленку для этикеток в Европе и в Северной Америке, наращивает мощности в области производства усадочной пленки в Рэйонге, Таиланд. Это будет первое производство усадочной пленки для этикеток этой компании в Азии. Тайская установка предназначена для “производства пленки на месте для поддержания регионального роста, позволяя международным брэндам и переработчикам получать одинаковые высококачественные пленки по всему миру”, - отмечает Майкл Тьюирайди, президент и глава Klockner Pentaplast/Americas, Гордонсвилл, Виргиния. Компания Bemis Co. из Миннеаполиса производит пленки для упаковки медицинских устройств в Северной Ирландии и Малайзии, а также в Северной Америке. Если заказчик переносит производство медицинских устройств в оффшор, Bemis переносит производство пленки на свое ближайшее предприятие, рассказывает Мелани Миллер, вице-президент по связям с инвесторами и казначей. Для упаковки пищевых продуктов у Bemis имеется 56 установок по всему миру, в основном, производящих пленки для местных рынков. Bemis, тем не менее, “очень строго охраняет все, что связано с его собственными и патентованными семи- и девятислойными барьерными пленками”, - отмечает Миллер. Их производят только в Северной Америке и в Европе. Угрозы для листа нет Лист можно упаковывать так же плотно, как и рулоны с пленкой, поэтому его импорт должен быть рентабелен, но пока этого не происходит. Обычно экструдированный лист не импортируют. “Это случается, но это не носит существенного характера”, - говорит Джордж Эбд, президент и глава Spartech Corp., Клейтон, Миссури. “Логистика очень сложная. В производстве листа очень существенное место занимает составляющая обслуживания”, - объясняет он. “Большая часть производства осуществляется по мелкосерийным индивидуальным заказам, и большая доля продукции возвращается для повторного измельчения и использования при производстве продукции для заказчика вновь”. А вот где Эбд из Spartech видит и риск, и возможность, так это в области импорта низкозатратных готовых продуктов, которые составляют конкуренцию листовой продукции, поставляемой заказчикам. Spartech рассматривает миграцию производства США в оффшор как возможность для роста для производства широкого листа. В 2003 г. Spartech построила крупное новое предприятие возле Монтеррея, Мексика, для обслуживания нового заказчика, Whirlpool, который ранее производил лист для своих холодильников внутри страны. Whirlpool начала производить лист в Мексике, затем решила отдать это на аутсорсинг. В результате Spartech уже расширяет свое мексиканское производство, и рассматривает его как магнит для развития низкозатратного бизнеса в этом регионе. Spartech недавно нанял служащих для того, чтобы определить наличие таких же возможностей в Китае, а также создал новую управленческую должность для разработки международных стратегий. Возможно ли все еще в наше время, чтобы небольшое отечественное американское предприятие по обработке с одним или несколькими предприятиями выжило? “Думаю, нет”, - говорит Эбд, но он говорит не об иностранной конкуренции. “Это наша модель, создание крупного бизнеса, который предлагает так много решений, что более мелким компаниям очень трудно составить конкуренцию”. Тем не менее, он считает, что небольшие предпринимательские компании все еще могут давать прибыль в области создания компаундов (отдельный бизнес Spartech). Угроза конкуренции в области профиля Из всех экструзионных профилей оконные потенциально в наибольшей степени находятся в группе риска из-за влияния импорта. Для транспортировки наиболее рентабельными являются основные оконные рамы, из-за отдачи на занимаемое место, а это делает их первой целью для атаки экспортеров из-за рубежа, рассказывает Питер Дачовски, президент CertainTeed Corp. в Вэллей Фордж, Пенсильвания. В настоящее время импорт готовых окон или компонентных профилей еще невелик, захватчики еще только появились на горизонте.
| Компания Klockner Pentaplast наращивает мощности по производству усадочной пленки для этикеток на этом предприятии в Таиланде для оказания поддержки региональному развитию, а также для удовлетворения оффшорного спроса со стороны международных заказчиков. |
Производители экструдированного профиля в США уже предвидят проблемы с качество, если американские производители окон будут сочетать китайские основные рамы и произведенные в США более мелкие профили. “Все китайские профили, которые я видел, имеют более низкое качество. Размеры очень далеки от идеала, состав содержит больше наполнителя из карбоната кальция и наполовину меньшее количество двуокиси титана и модифицирующей добавки, увеличивающая ударную прочность”, - говорит Хэнс Спийкерман, глава и президент компании Chelsea Building Products из Оакмонта, Пенсильвания (подразделение Tessenderlo NV в Нидерландах). “Если осуществлять смешивание компонентов профиля американского и китайского производства, в результате получится окно, которое будет неравномерно подвергаться воздействию атмосферных явлений. Китайские профили будут терять окраску и охрупчиваться в холодную погоду”. По сообщениям источников внутри отрасли, некоторые китайские образцы даже подвергались испытаниям, и было обнаружено, что они содержат свинец, который запрещен в наших странах. Спийкерман выразил свою озабоченность: “Отрасль долгое время работала над тем, чтобы добиться того уровня качества, который мы имеем на сегодняшний день. Импортные товары низкого качества разрушат репутацию виниловых окон”. Другие обработчик заглядывают в более отдаленное будущее, они считают, что значительно большей угрозой, чем импортируемые профили, является импорт целых окон из-за рубежа. “Изготовление окон требует больших трудозатрат, чем экструзия”, - говорит Поль Варнер, старший вице-президент компании Quanex Building Products, которая приобрела Mikron Industries, Кент, Вашингтон. “Количество импортируемых окон на настоящий момент невелико, но мы считаем, что оно будет увеличиваться”. Спийкерман отмечает, что для того, чтобы набрать целую платформу окон, необходимо 80 различных профилей. “При коротких сроках выполнения заказов для строителей и фирм, занимающихся переоборудованием, будет сложно обеспечить всю логистическую цепочку в Китай за всеми этими профилями”. Виниловая боковая обшивка, труба и ограждение являются относительно изолированными от дешевого оффшора рынками в среднесрочном диапазоне. Виниловая обшивка и ограждение должны соответствовать требованиям заказчика в том, что касается сроков поставки и заказанных цветов, что импортным товарам трудно обеспечивать. Тем не менее, ограждение находится в группе риска в том, что касается будущего, поскольку его обычно транспортируют в виде комплектов, которые затем собираются на строительной площадке.
Йен Х. Шут, старший редактор Источник: Plastics Technology
|