Внешнеэкономическая конъюнктура На мировом рынке на данный момент можно выделить следующие ключевые фактора ценообразования нефти: действия ОПЕК, ситуация в Ираке, состояние промышленных запасов нефти в США, политическая обстановка в Венесуэле и Нигерии (одних из крупных поставщиков нефти), состояние "дела ЮКОСа" и сезонные катаклизмы в атлантическом океане (транспортная артерия). Понятно, что повышение мировых цен на нефть неизбежно приведет к их повышению в России, но, как правило, с некоторой задержкой.
Ситуация на российском рынке автомобильного бензина На сегодняшний день в России сложилась следующая ситуация с рынком бензина. Рост цен на этот нефтепродукт значительно превышает (в разы) рост инфляции и заработных плат населения; цены на бензин не соответствуют последнему. По многим показателям можно судить, что рынок автомобильного бензина – монопольный сектор экономики. Об этом свидетельствуют следующие факты. 1. По данным Федеральной антимонопольной службы, в некоторых субъектах РФ отсутствует первичный рынок, на котором в качестве продавцов выступают НПЗ и их сбытовые структуры и организации. 2. Расчетные коэффициенты концентрации свидетельствуют, что рынки оптовой и розничной реализации бензина, являются высококонцентрированными со слаборазвитой конкуренцией. 3. В период за 2004 год наблюдалось неоднократное повышение оптовых и розничных цен на автомобильный бензин. При этом цены повышались одновременно (временной интервал от 2 дней до недели) всеми участниками рынка. 4. Анализ деятельности рассматриваемых субъектов выявил особенности экономических факторов, влияющих на формирование цены, каждого из участников: различные поставщики продукции и, следовательно, закупочные цены на одинаковые марки бензина, различные снабженческо-сбытовые надбавки, издержки обращения, затраты на транспортировку нефтепродуктов, различный товарооборот. При таких обстоятельствах правомерен вывод о том, что различные условия хозяйственной деятельности операторов рынка не могли сформировать единые розничные цены. 5. О том, что в России нет свободного рынка, а рынок продавца, наживающегося на потребителе, подтверждается и тем, что во время мирового спада цены на нефть отечественный бензин не переставал дорожать. 6. Понятно, что мировые цены на нефть влияют на стоимость нефтепродуктов, в том числе и в России. Но это влияние не такое значительное, чтобы рост цен на автомобильный бензин происходил такими темпами. Из этого следует вывод, что в России нерыночная экономика в рассматриваемом секторе. Для сравнения, с 2001 года цены на нефть в РФ выросли в четыре-пять раз, но в США такая ситуация не привела к росту цен на бензин аналогичного масштаба. 7. Совершенно ясно, что повлиять на рост мировых цен нельзя. Но можно повлиять на внутренние. Например, снизить НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Однако, при использовании этого варианта, на нефтепродукты не повторяли этой тенденции: отечественные производители просто оставили себе «дополнительные» деньги. 8. Действующее антимонопольное законодательство не способно серьезно бороться с его нарушителями, поскольку реально не дает применить серьезные санкции к нарушителям. На данный момент самый большой штраф, применяемый к нарушителям антимонопольного законодательства, не превышает $15 тыс. 9. Цены на топливо в России сравнялись с зарубежными (в 2005 г.), а зарплата транспортников намного ниже мировых стандартов. Расходы на горюче-смазочные материалы порой составляют до 40% затрат транспортных организаций. 10. Несмотря на то, что более половины АЗС принадлежит независимым компаниям, они не имеют свободного выбора поставщика, что способствует удержанию высоких цен на бензин. 11. Общероссийский рынок нефти и нефтепродуктов "территориально" делят между собой несколько крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний. При этом конкуренция между ними практически отсутствует, и формально либерализованный рынок нефти и нефтепродуктов на деле является монопольным. 12. В мировой практике для предотвращения сговора и определения реальных цен нефтепродуктами создают биржевые торги – рыночный механизм регулирования цен. Но в России они отсутствуют, т.к., во-первых, владельцам сырья и нефтепродуктов нечего выставлять на биржевые торги, поскольку вся продукция скупается сразу на выходе с завода, а во-вторых, в стране отсутствуют независимые игроки на рынке. Вертикально интегрированным нефтяным компаниям биржа не нужна, а отсутствие биржевой торговли нефтепродуктами не даёт возможности мелким и средним компаниям не зависеть от крупных поставщиков.
Дело в том, что на деле запутанность и сложность схемы ценообразования конечной потребительской цены топлива не оставляет возможностей для применения инструментов прямого воздействия (ценообразование на бензин в России складывается из мировой цены на нефть минус расходы, издержки, налоги). Без введения крайне жестких ограничений, что просто нереально, государство не в состоянии манипулировать бензиновыми расценками. Поэтому отчасти такой контроль осуществляется посредством жонглирования налогами, пошлинами и акцизами, отчасти достигается на неформальном уровне при переговорах с нефтяниками.
|