Мы предложили топ-менеджерам ведущих российских и иностранных ССС-компаний ответить на 2 вопроса: 1. Как Вы оцениваете перспективы развития производства ССС в РФ в кратко- и среднесрочной перспективах? 2. Какие факторы будут оказывать наибольшее влияние на развитие рынка производства и потребления ССС? (Например, вступление в ВТО?) Юрий Гончаров, Председатель совета директоров Волгоградского гипсового завода, Президент Российской гипсовой Ассоциации: 1. На эти перспективы я смотрю очень оптимистично. Потому что почти полное отсутствие производства ССС в 90-е годы сейчас компенсируется нарастающим спросом среди строителей и торгующих организаций, более широким предложением со стороны отечественных производителей. Сейчас в России уже больше 200 производителей сухих смесей. Это очень хорошо, т. к. потребитель имеет возможность выбирать, сравнивать, примерять на свой кошелек. В краткосрочной перспективе будут появляться новые производители, новые мощности. В среднесрочной и долгосрочной перспективах - очевидно, что не все производители, которые сегодня появляются, смогут на рынке устоять. Большую роль будет играть местоположение производителя: его близость/удаленность от источников сырья и потребителей. Поэтому, в первую очередь, "на коне" будут компании, которые сейчас, в ближайшие год-два-три, смогут удержаться на рынке, создать свою сбытовую систему, найти своего потребителя и приучить его к должному качеству. Настоящая ситуация уникальна тем, что строители начинают обращать внимание на качество, потому что это связано, соответственно, и с уровнем их ответственности. Никому не хочется создавать себе имидж плохого строителя и работать смесями, которые отваливаются от стенки. Т. е. конкурентоспособными будут те производители, которые будут выпускать большие объемы качественной продукции. Это естественный процесс. 2. Рост рынка жилья и других строительных объектов оказывает очевидное влияние на развитие рынка ССС. Президент поставил задачу к 2010 г. в России увеличить объем ввода в эксплуатацию жилья до 80 млн. кв. м. в год. Что в 2 раза превышает предыдущие показатели. В этом строительстве будут широко использоваться ССС и, соответственно, объемы производства и потребления будут расти. Это объективно. Следующий объективный факт - рост культуры производства в стране. Многие строители понимают, что использование таких современных методов, как механизированные способы нанесения штукатурки, и наливных полов, экономят время и деньги. С ростом объемов производства будет развиваться жесткая конкуренция. А значит, опять будут более высокие требования к качеству. Думаю, что будет жесткая борьба с контрафактной продукцией. Это очень важно и серьезно, потому что портит имидж многим серьезным производителям. Такие прецеденты есть, и это очень отрицательно сказывается на рынке. Не думаю, что вступление в ВТО окажет какое-то огромное влияние на развитие рынка ССС. Товар тяжелый, недорогой - возить далеко не получится. И поэтому какие-то производители будут поставлены в более жесткие условия, потому что им надо будет возить на более далекие расстояния. Сухие смеси - это такой товар, который в большинстве своем должен потребляться там, где он произведен. ОСНОВНЫЕ ДВИЖУЩИЕ ФАКТОРЫ - рост строительства, рост потребления ССС, улучшение культуры строительства и конкуренция. Уверен, что в самое ближайшее время (и это уже чувствуется) будет рост и потребления сухих смесей на основе гипсового вяжущего. И очень хотелось бы, чтобы в нашей стране (а я уверен, что скоро это произойдет) появились производители ангидритового вяжущего и ССС на их основе. Таким образом, в России будут производиться ССС на основе всех видов вяжущих: цементных, гипсовых и ангидритовых. Для российского строителя это очень важно, т. к. это улучшит работу и ее результаты. Владислав Кессо, Генеральный директор компании "Крепс" (СПб)
1. Вместе с ростом потребления будет развиваться производство в России. В течение ближайших 2-3-х лет произойдет окончательное формирование рынка. К этому моменту мы придем к общей динамике показателей по стройматериалам, и только тогда можно будет говорить о некой стадии равновесия рынка ССС России вообще. Уже сейчас реально близки к этой ситуации рынки Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, и с каждым годом список таких городов будет только расти. В течение ближайших лет на все еще растущем рынке, как и раньше, будут появляться все новые игроки. Но маловероятно, что какие-то из вновь созданных компаний, равно как и новых сильных иностранных игроков, не имеющих на сегодня объема продаж в России, способны поменять картину в лидирующей десятке или даже двадцатке рынка. Этого, скорее всего, мы не увидим. Точнее, сможем увидеть только через покупку (полную либо частичную) уже состоявшейся российской компании. В то же время, основная тенденция рынка ближайших лет - укрупнение. Продолжат усиление своих позиций в регионах лидеры рынка - федеральные компании, обладающие наибольшим ресурсом для дальнейшего развития. С ростом количества производств на местах, они постепенно будут вытеснять или поглощать мелкие компании по производству ССС. Чтобы выживать и развиваться, небольшие компании будут вынуждены искать новые направления в развитии, занимать специфические сегменты рынка либо искать варианты слияния. При этом региональная экспансия лидеров практически не скажется на сильных региональных игроках: они уже сегодня обладают достаточными ресурсами для того, чтобы не только удерживать, но и наращивать объемы продаж на своем домашнем рынке и в близлежащих регионах. 2. После основного раздела рынка развитие самого рынка ССС, естественно, не остановится. Мы не уникальны в своем развитии и в той или иной мере повторяем развитие рынка Европы. Сегодняшняя ситуация, на мой взгляд, характерна еще и тем, что рынок стоит на очередном переломном этапе своего развития. Мы продолжаем свое поступательное движение от простого - к сложному. И так же, как несколько лет назад строители активно переходили с простейших, самодельных материалов на более совершенные модифицированные составы, сегодня, на мой взгляд, мы переходим из стадии массового производства продуктов, понятных и доступных всем, к новому уровню подготовки потребителей, к качественно новым требованиям строителей. И именно эти факторы, на мой взгляд, будут предопределять дальнейшее развитие рынка.
Будущее рынка - за новыми продуктами, за новыми технологиями, (энерго- и ресурсосберегающими технологиями, технологиями комплексного применения материалов). Будущее также за тотальным контролем качества - не только на стадии производства (это уже пройденный этап для многих российских компаний), но и на всех этапах применения комплексной технологии. И в этом немаловажную роль будут играть сами производители. Будущее, в том числе, за наукой, инновационными (пусть для российского рынка) и наукоемкими технологиями и продуктами. В этом направлении, в частности, движется компания Крепс. Вступление России в ВТО, скорее всего, серьезно не отразится на развитии отрасли. На мой взгляд, качественная составляющая продуктов многих российских производителей уже достаточно высока, чтобы защитить себя от возможной интервенции со стороны европейских и азиатских производителей. Для остальных компаний - это лишний повод задуматься о новом, качественно более высоком уровне производства. В плане экспортных перспектив для российских компаний вступление в ВТО также, скорее всего, не принесет никаких быстрых дополнительных бонусов. Вряд ли стоит в ближайшие годы рассчитывать на большие успехи, чем те, которые отрасль имеет сегодня. Говоря о европейском рынке, всегда надо учитывать, что речь идет о насыщенном, гораздо более требовательном рынке, чем российский. Несомненно, стремиться к этому нужно, но говорить об успехах в краткосрочной или среднесрочной перспективах, на мой взгляд, не приходится. Это будет уже совсем другая история. Павел Якубовский, Генеральный директор компании "Литокол" (Москва) 1. Оценивая перспективы развития, можно отметить следующие тенденции: • В целом соглашусь с общепринятыми цифрами, прогнозирующими замедление темпов роста рынка к 2010 г. до уровня 8-10%. • Конкуренция будет ужесточаться, прежде всего, в регионах - за счет появления местных производителей. Здесь стоит отметить, что вновь открываемые производства, скорее всего, будут стремиться в сегмент дешевых, более доступных по цене и технологии производства продуктов. Вряд ли кто-то из них сразу сможет предложить развитую ассортиментную линейку и высокотехнологичные продукты, для этого нужны соответствующие производственные и лабораторные базы, развитая система продаж и т. д. При этом существующие компании прилагают активные усилия для развития своей региональной дистрибуции. 2. Если говорить про изменения в потребностях рынка, то здесь можно отметить рост интереса к продуктам премиум-класса, к профессиональным продуктам. Упрощая, можно провести следующие аналогии: в начале 90-х за редким исключением производители работ укладывали плитку на смесь цемента, песка и клея ПВА. Простейшими растворами выравнивались любые поверхности, а факт применения при таких работах материалов в фирменных мешках с надписями "клей для плитки", "шпатлевка", "штукатурная смесь" вызывал однозначные ассоциации с дорогим, качественным "евроремонтом". Сейчас использование специализированных смесей ни у кого не вызывает удивления, любой цивилизованный потребитель понимает преимущества использования таких материалов. Другими словами, сейчас так же нормально использовать сухую смесь, как 15 лет назад - простейший раствор с ПВА. Но со временем уровень требований заказчиков к качеству производимых работ неуклонно растет, совершенствуются технологии работ, растет профессионализм строителей и конкуренция между ними. Поэтому все большее внимание обращается на потребительские свойства материалов, на их технологическое удобство и производительность при использовании, нормы расходов и т. д., и, в конце концов, - на репутацию производителя этих материалов. Все меньше и меньше остается недобросовестных организаций, зарабатывающих ремонтом своих же, недавно сданных объектов. Резюмируя, можно еще раз сказать о том, что качество отделочных работ постоянно растет, а вместе с этим растет качество используемых материалов, в том числе сухих смесей. Елена Лесовая, руководитель отдела маркетинга и развития компании MC Bauchemie Russia (СПб) 1. В среднесрочной перспективе рынок ССС продолжит свое стабильное развитие с темпами прироста 20-30% в зависимости от рассматриваемых сегментов. • Темпы прироста объемов производства ССС будут продолжать постепенно снижаться, но абсолютные величины прироста будут сохраняться. • Наибольший рост, по-видимому, предвидится в низком ценовом сегменте (до 25-30% в год), наименьший - в высоком ценовом (15-25%). • При сегментации рынка ССС по виду вяжущего можно ожидать наибольший рост спроса на гипсовые смеси, нежели на цементные составы (что, помимо всего прочего, обусловлено ограниченными возможностями цементных производств). • Продолжат снижаться темпы роста числа производств, ожидается запуск новых производственных площадок в различных городах уже существующими крупнейшими производителями, а также во все меньшем числе будут появляться небольшие местные региональные производители. • Продолжающийся интерес западного капитала к российскому рынку ССС выльется в запуск новых заводов, произойдет замещение их собственного ввоза в РФ. • Продолжится выход и развитие российских торговых марок ССС на рынки стран бывшего СССР, возможно открытие заводов на территории этих стран. • В разрезе структуры ассортимента ожидается наиболее интенсивный рост производства ровнителей для полов, штукатурок, гидроизоляции и (за счет открытия завода Maxit) шпатлевок. • Возможно развитие вертикальной интеграции производителей ССС в сторону сырьевой базы - освоение песчаных и гипсовых карьеров. 2. Влияние основных факторов развития рынка ССС сохранится: • ожидается стабильный рост рынка жилищного и коммерческого строительства, что сохранит стабильный рост спроса на ССС; • происходящий процесс замещения самодельных и немодифицированных растворов сухими строительными смесями продолжится, однако его интенсивность и влияние значительно снизятся, данный процесс будет наблюдаться в большей степени в регионах; • создание системы отраслевых стандартов способно в некоторой степени создать условия для незначительного перераспределения долей основных игроков рынка в пользу марок среднего и высокого ценового уровней. |