Основными недостатками действующего нормативно-правового обеспечения обращения с отходами в части регламентации их сбора и переработки являются: - отсутствие законодательных положений, регламентирующих основы государственной политики по организации сбора отходов в целях их полезного использования, развития рынка вторичного сырья; - признание процессов сбора и переработки отходов объектом государственного регулирования на федеральном уровне; - дифференцированность государственного регулирования сбора и использования в зависимости от экономических условий для сбора и переработки – определенния видов отходов, вида их собственника, степени обеспеченности экономики России ресурсами первичного сырья, взамен которого используются определенные виды отходов; - приоритетность использования инструментов экономического регулирования сбора и переработки отходов, развитие малого и среднего бизнеса в этой области; - ответственность всех хозяйствующих субъектов за сбор и переработку отходов – собственников отходов производства и потребления, производителей продукции (на этапе превращения их продукции в отходы), органов местного управления; - гармонизация законодательной базы России в области сбора и использования отходов с законодательством стран ЕС и других стран; - отсутствие нормативной базы, регламентирующей процедурные вопросы отнесения отходов, к категории вторичного сырья при расчете платежей за размещение отходов; - несовершенство инструментов государственного регулирования обращением с отходами в части стимулирования сбора и переработки в качестве вторичного сырья; - отсутствие нормативной правовой базы ответственности субъектов хозяйственной деятельности и населения за сбор и использование отходов как вторичных ресурсов. В целях совершенствования нормативно-правового обеспечения сбора и подготовки отходов, развития рынка вторичного сырья представляется целесообразным принять два вида мер: - создать более благоприятные нормативно-правовые условия для применения традиционных механизмов экономического стимулирования предпринимательской деятельности в области сбора и переработки отходов( в том числе льготного кредитования, предоставления налоговых льгот, льгот по плате за землю, арендной плате, тарифам на железнодорожные перевозки, таможенным тарифам); - ввести на законодательном уровне специальные механизмы сбора и переработки отходов принуждающего и стимулирующего характера. В качестве специальных инструментов и механизмов регулирования сбора и переработки отходов целесообразно предусмотреть: - административное и экономическое принуждение использования отходов в качестве сырья, материалов и топлива за счет наложения ограничений на потребление первичного сырья при условии наличия в регионе ресурсов взаимозаменяемого вторичного сырья; наложения запрета на размещение на полигонах и свалках ТБО тех отходов, которые считаются в регионе ценным сырьем; установления повышенных коэффициентов к ставкам платежей за размещение отходов на полигонах и свалках, если в регионе имеется возможность их переработки или сбыта в качестве вторичного сырья. Перечень таких отходов должен устанавливаться местными органами власти; - стимулирование спроса на продукцию с использованием вторичного сырья за счет применения механизмов государственного и муниципального заказов; - создание механизмов экономического стимулирования использования отходов в качестве вторичного сырья (в том числе, за счет льготного налогообложения и кредитования, предоставления льгот по плате за землю, арендной плате, тарифам на железнодорожные перевозки, таможенным тарифам). Таким образом, суть проблемы сбора и переработки отходов можно изложить следующим образом: - отходов в России образуется очень много, однако уровень их переработки остается в среднем довольно низким; - несмотря ни на что в России немало отраслей потребляющих вторичное сырье в промышленных отраслях. Причины низкого уровня хозяйственного использования отходов обусловлены, главным образом, не технологическими, а экономическими факторами. Местные органы власти, на которые законодательством возложена ответственность за организацию деятельности по обращению с отходами не в состоянии добиться качественного улучшения сбора и переработки отходов без вмешательства федеральных органов государственного управления. Из этого следует, что, также как и в развитых странах, в России необходимо усиление государственного регулирования в области организации сбора и переработки отходов. В частности, государство должно определить, за счет каких источников или механизмов должна обеспечиваться рентабельность сбора и переработки нерентабельных отходов. Предоставляется целесообразным, чтобы государственная политика в области сбора и переработки отходов основывалась на следующих принципах: - правовые основы государственной политики в области сбора и промышленного использования вторичного сырья; - степень ответственности за организацию сбора и рациональное использование отходов их собственников, производителей конечной продукции (после того как их продукция становится отходами), административных органов управления субъектов РФ, городских и других поселений; - перечень продукции, в отношении которой должна быть установлена ответственность производителей за ее сбор и организацию переработки после использования, нормативы и сроки ввода в действие требований в этой области; - перечень продукции, в отношении которой должен быть установлен норматив содержания в ней вторичного сырья. - меры экономического стимулирования сбора и переработки отходов; - меры стимулирования спроса на вторичное сырье и продукцию с его использованием. Законодательные основы могут быть внесены в виде изменений к ФЗ "Об отходах производства" или в форме специального ФЗ "О вторичных материальных ресурсах" и дополнены специальными техническими регламентами. Девяткин В.В. http://www.waste.ru |