новые химические технологии
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПОИСК    

НА ГЛАВНУЮ 

СОДЕРЖАНИЕ:

НАУКА и ТЕХНОЛОГИИ

Базовая химия и нефтехимия

Продукты оргсинтеза ............

Альтернативные топлива, энергетика ...........................

Полимеры ...........................

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА

Мнения, оценки ...................

Законы и практика ...............

Отраслевая статистика .........

ЭКОЛОГИЯ

Промышленная безопасность

Экоиндустрия .......................

Рециклинг ............................

СОТРУДНИЧЕСТВО

Для авторов .........................

Реклама на сайте ................

Контакты .............................

Справочная .........................

Партнеры ............................

СОБЫТИЯ ОТРАСЛИ

Прошедшие мероприятия .....

Будущие мероприятия ...........

ТЕНДЕРЫ

ОБЗОРЫ РЫНКОВ

Исследование рынка резиновых спортивных товаров в России
Исследование рынка медболов в России
Рынок порошковых красок в России
Рынок минеральной ваты в России
Рынок СБС-каучуков в России
Рынок подгузников и пеленок для животных в России
Рынок впитывающих пеленок в России
Анализ рынка преформ 19-литров в России
Исследование рынка маннита в России
Анализ рынка хлорида кальция в России

>> Все отчеты

ОТЧЕТЫ ПО ТЕМАМ

Базовая химия и нефтехимия
Продукты оргсинтеза
Синтетические смолы и ЛКМ
Нефтепереработка
Минеральные удобрения
Полимеры и синтетические каучуки
Продукция из пластмасс
Биохимия
Автохимия и автокосметика
Смежная продукция
Исследования «Ad Hoc»
Строительство
In English
  Экспорт статей (rss)

Законы и практика

Аккредитация и промышленная безопасность


В рамках реализации закона «О промышленной безопасности» в России была сформулирована система аккредитации. Аккредитация - это подтверждение компетентности организации в проведении того или иного вида деятельности. В международной практике аккредитация как правило является обязательным условием существования различных органов оценки соответствия на рынке и выступает в роли эффективного маркетингового инструмента. Этот инструмент широко используется в конкурентной борьбе, а также служит индикатором технической компетентности, который высоко оценивается на национальном и международном уровнях…


Общие проблемы государственного управления и регулирования безопасности рисков в природно-техногенных сферах решаются в нашей стране на базе Конституции Российской Федерации, «Концепции национальной безопасности» и через систему, состоящую из 50 Федеральных законов. В это число входят 5 специальных Федеральных законов по наиболее важным вопросам безопасности:
- 1991 г. «Об охране окружающей среды»;
- 1992 г. «О безопасности»;
- 1995 г. «О радиационной безопасности населения»;
- 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- 2002 г. «О техническом регулировании».
Для России первостепенное значение имеет реализация двух специальных Федеральных законов: «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «О техническом регулировании», а также создание новой нормативной базы федеральных надзорных органов и федерального технического регулирования.
Ростехнадзор осуществляет технологический, экологический, атомный надзор в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Его прямой обязанностью является обеспечение ряда раздельных или комбинированных видов безопасности. Ростехнадзор - новая структура в государственном управлении. Она объединила в себе несколько ведомств и стала мощным надзорным органом, располагающим значительными полномочиями, в том числе имеет право штрафовать за нарушение норм безопасности. Определяющим в его деятельности является не наказание, а умение регулировать техногенную безопасность, техногенное воздействие на окружающую среду, при этом используя правовые и нормативные требования и действующие правила. Главная цель надзора - определить и свести к минимуму влияние на окружающую среду технических устройств, механизмов, зданий, сооружений, производств. В вопросах защиты человека и природы Ростехнадзор является самым главным среди тех, кто этим занимается.
По Федеральному закону «О техническом регулировании» предстоит (впервые) создать и развить систему общих и специальных технических регламентов, а также стандартов организаций.

О рисках переходного периода
В последнее время проблема разработки новых тех-регламентов вместо устаревших стандартов оказалась в центре внимания Минпромэнерго и Правительства Российской Федерации. Сложившаяся ситуация характеризуется следующим образом. Есть Федеральный закон прямого действия, и на его основе проводится реформа техрегулирования. Но за прошедший довольно длительный период с момента принятия этого закона (почти три с половиной года) на сегодня постановлением Правительства РФ принят всего один технический регламент. Он установил требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой.
В законе «О техническом регулировании» прописана жесткая процедура принятия новых норм. То есть технические регламенты должны приниматься и вводиться в действие законом. Именно такая форма технического регламента обеспечивает ему защиту от всевозможных изменений и трансформаций. Но, как видите, пока что нет прецедентов принятия таких законов, хотя уже минула половина срока из семи лет, отпущенных на переходный период.
До 2010 года необходимо разработать 300 регламентов, а значит, и принять столько же законов. Как вы понимаете, процесс подготовки технических регламентов уже затягивается, и он далеко не прост.
Второй аспект. С принятием закона о техническом регулировании качество продукции и конкурентоспособность в значительной степени относятся к добровольным нормам и стандартам. В связи с этим бизнес утратил интерес к обновлению и разработке новых стандартов. Исключением являются только предприятия, продукция которых ориентирована на экспорт.
Надо полагать, что нынешняя ситуация - это временное явление и процесс осознания и заинтересованности промышленности в разработке стандартов пойдет более быстрыми темпами.
Прежде чем говорить о системе аккредитации и ее роли в области промышленной безопасности, попробуем разобраться с нашей реальной действительностью в вопросах защиты человека и природы.
По данным МЧС, в 2005 г. в Российской Федерации произошло 2720 чрезвычайных ситуаций, в том числе 2464 техногенного, 198 природного, 48 биолого-социального характера и 10 крупных террористических актов. В результате этих чрезвычайных ситуаций погибло 5637 и пострадало почти 5 млн. человек.
В минувшем году в России ежедневно происходило 623 пожара, в которых погибали 50 человек и 36 человек получали травмы. Огнем уничтожалось 172 строения, 23 единицы автотракторной техники и 10 голов скота. Ежедневный материальный ущерб от пожаров составлял 18,6 млн. рублей.
Количество техногенных чрезвычайных ситуаций в 2005 году сохранилось на уровне предыдущего года.
За 2005 г. на предприятиях и объектах, поднадзорных Ростехнадзору, погибли 397 человек, это чуть меньше, чем в 2004 г. В то же время на 33 случая увеличилось число летальных исходов в энергетике.
На опасных производственных объектах нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности также произошло увеличение числа аварий и случаев со смертельным исходом. Увеличилось количество групповых несчастных случаев. Рост аварийности и травматизма вызван главным образом несанкционированными отказами технологического оборудования. Доля аварий, происшедших по этим причинам, выросла с 24% в 2004 г. до 67% в 2005 г.
Рост аварийности и травматизма свидетельствует о снижении уровня промышленной безопасности нефтехимических предприятий и объектов нефтепродукто-обеспечения, обусловленного износом основных фондов, снижением технологической и производственной дисциплины, а также неэффективностью производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
На основании перечисленных показателей можно сделать вывод, что не так уж все безоблачно, спокойно и безопасно над головами и в окружении людей, которые отнесены к категории производственного персонала.
Более того, работодатели далеко не все делают, чтобы обеспечить безопасность на каждом рабочем месте. Потери, связанные с травматизмом на производстве, составили 31 млрд. рублей в 2004 году. В 2005 году тенденции к уменьшению этих потерь не наблюдалось. По экспертным оценкам, более 20% случаев травматизма на производстве было связано с неприменением и применением средств индивидуальной защиты не соответствующих условиям работы.
На обеспечение одного работника средствами индивидуальной защиты в России тратится примерно 60 долл. при наличии жесткого нормирования, а в Европе этот показатель составляет 380-450 долл., хотя там отсутствуют какие-либо нормативы. Можно сделать вывод, что реальная защита работника в нашей стране зависит только от доброй воли работодателя. Если бы все делалось как нужно, экономика могла бы избежать потерь в сумме 6 млрд. рублей. Но в то же время нужно четко отдавать себе отчет, что средства индивидуальной защиты обеспечивают оперативную защиту от травматизма и не могут заменить технические и организационные решения вопросов промышленной безопасности, безопасности труда, которые требуют значительных финансовых ресурсов и времени.
Приведенные показатели свидетельствуют о том, что промышленная безопасность опасных производственных объектов пока не в полной мере обеспечивает защищенность интересов личности и общества.
Жизнь в силу объективных и субъективных причин становится все опаснее. Поэтому снижение многочисленных рисков на производстве должно быть задачей каждого из руководителей и специалистов предприятия. Исходя из этого Федеральный закон о промышленной безопасности обязал руководителей и специалистов, которые отвечают за промышленную безопасность опасных производственных объектов, проходить подготовку и аттестацию. Надежность и безопасность персонала – основа промышленной безопасности.

О системе аккредитации
В рамках реализации закона «О промышленной безопасности» в России была сформулирована система аккредитации. Аккредитация - это подтверждение компетентности организации в проведении того или иного вида деятельности. В международной практике аккредитация как правило является обязательным условием существования различных органов оценки соответствия на рынке и выступает в роли эффективного маркетингового инструмента. Этот инструмент широко используется в конкурентной борьбе, а также служит индикатором технической компетентности, который высоко оценивается на национальном и международном уровнях.
В России деятельность по аккредитации в области промышленной безопасности начата в 1999 г. За прошедшее время сформировалась методическая и нормативная база для ее проведения в системе Ростехнадзора. Сегодня можно смело сказать, что система экспертизы и аккредитации в области промышленной безопасности и ее участники полностью сформировались. Это можно продемонстрировать на динамике аккредитации независимых учебных центров, на базе которых проводится предаттестационная подготовка руководителей и специалистов организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
По состоянию на 1 декабря 2005 г. аккредитовано 292 НУЦ, из них в 2005 г. - 76, в том числе первичную аккредитацию прошли 49 организаций, повторную - 11, расширили области аккредитации - 16.
Аккредитованне НУЦ в Федеральных округах Российской Федерации:
- Приволжский федеральный округ - 94 организации, в том числе в Оренбургской области - 9;
- Центральный федеральный округ - 76;
- Сибирский федеральный округ - 32;
- Северо-Западный федеральный округ - 29;
- Уральский федеральный округ - 30;
- Южный федеральный округ - 26;
- Дальневосточный федеральный округ - 9.
По состоянию на 01.01.06 г. действующие свидетельства об аккредитации имеют:
- 710 - ЭО (экспертные организации);
- 24 - НОАП (независимые органы по аттестации персонала в области НК);
- 18 - НОАЭ (независимые органы по аттестации экспертов);
- 35 - НОАЛ (лаборатории неразрушающего контроля).
«Научно-технический центр по безопасности в промышленности» - предоставил полномочия 32 территориальным уполномоченным органам. За основу для аккредитации в области промышленной безопасности взяты принципы аккредитации и общие требования к аккредитации и аккредитуемым организациям, установленные международными стандартами серии ISO 17000. Кроме того, в системе аккредитации используются следующие международные стандарты:
- ISO/IEC 17011:2004. Оценка соответствия - общие требования к органам аккредитации, осуществляющим аккредитацию органов оценки соответствия;
- ISO/IEC 17020:1998. Общие критерии работы различных типов контролирующих органов;
- ISO/IEC 17011:2003. Оценка соответствия - общие требования для органов сертификации физических лиц;
- ISO/IEC 17025:2005. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий.
Основными принципами аккредитации являются компетентность, независимость, беспристрастность, конфиденциальность. Для реализации этих принципов была разработана система документов по аккредитации в области промышленной безопасности, включающая на сегодняшний день 19 документов (СДА-01 по СДА-19).
В настоящее время в деятельности системы экспертизы и аккредитации в области промышленной безопасности принимают участие:
Ростехнадзор (его представители введены в состав Наблюдательного совета, функциональных и отраслевых комиссий);
Российская академия наук (РАН), ее представители участвуют в работе Наблюдательного совета.
С момента создания Наблюдательного совета Системы экспертизы и аккредитации в области промышленной безопасности Николай Андреевич Махутов был его постоянным членом, в настоящее время он - председатель Наблюдательного совета (приказ Ростехнадзора от 29.12.05 № 976);
Расширение состава Наблюдательного совета, которое было проведено в декабре 2005 года (были включены представители РСПП и ТПП России), осуществлено в соответствии с рекомендациями комиссии Европейского сотрудничества по аккредитации, проводившей проверку Системы экспертизы и аккредитации в области промышленной безопасности. Теперь состав Наблюдательного совета отвечает требованиям международного стандарта ИСО 17011 «Общие требования к органам аккредитации, осуществляющим аккредитацию органов оценки соответствия». Наблюдательный совет обеспечивает контроль деятельности Системы аккредитации.
Координирующий орган - ФГУП «НТЦ «Промышленная безопасность» обеспечивает координацию деятельности всех участников аккредитации и непосредственно проводит аккредитацию.
Консультативный совет - совещательный орган, который вырабатывает предложения по совершенствованию услуг в области промышленной безопасности. Организационную работу совета обеспечивает Координирующий орган.
Комиссия по аккредитации формируется из представителей межотраслевых и отраслевых комиссий. Комиссия на основании проверки и анализа документов принимает решения о возможности аккредитации, приостановке, отмене или отказе в аккредитации.
Комиссия по апелляциям обеспечивает возможность по рассмотрению претензий, жалоб и спорных вопросов, возникающих в процессе деятельности участников Системы аккредитации.
Комиссия по правилам обеспечивает адаптацию и гармонизацию правил и процедур, касающихся проведения добровольной аккредитации.
Отраслевые комиссии обеспечивают решение вопросов, связанных с осуществлением деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и их отраслевой спецификой.
Межотраслевая комиссия обеспечивает решение вопросов, имеющих межотраслевой характер и касающихся вопросов, связанных с осуществлением деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Территориальный уполномоченный орган - организация, уполномоченная Координирующим органом в рамках процедуры аккредитации проводить оценку и периодический контроль органов оценки соответствия.
В соответствии с международными стандартами в Системе экспертизы и аккредитации в области промышленной безопасности проводится аккредитация трех типов органов оценки соответствия:
- органов по сертификации (аттестации) персонала;
- испытательных лабораторий;
- инспекционных органов.
К инспекционным органам относятся экспертные организации, осуществляющие экспертизу промышленной безопасности, и инспекционные организации, которые проводят контроль организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности для опасных производственных объектов. Под деятельностью для ОПО понимается проектирование, строительство, реконструкция ОПО, монтаж, наладка и ремонт технических устройств, применяемых на ОПО.
К органам сертификации (аттестации) персонала относятся независимые органы по аттестации экспертов, независимые органы по аттестации персонала в области неразрушающего контроля и независимые учебные центры, которые занимаются обучением работников промышленной безопасности, организацией проведения аттестации, и проверкой знаний по промышленной безопасности.
Испытательные лаборатории, аккредитуемые в настоящее время в Системе экспертизы и аккредитации в области промышленной безопасности, осуществляют деятельность по неразрушающему контролю.
Деятельность перечисленных органов направлена в первую очередь на обеспечение промышленной безопасности и на повышение ее уровня. Комплекс услуг, предлагаемый этими организациями, охватывает значительную часть деятельности хозяйствующих субъектов нашей страны. Задачи, решаемые этими организациями, являются важными в деле повышения требований к качеству оказываемых услуг.
Организации, прошедшие аккредитацию, могут заявлять о своей деятельности как о соответствующей высоким требованиям в области промышленной безопасности. С другой стороны, аккредитация позволяет потребителям услуг быть уверенными в поставщиках этих услуг.
Все это позволяет сказать, что аккредитация должна стать современным механизмом подтверждения компетентности организаций, действующих в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, и в то же время гарантией качества их услуг. Это в свою очередь будет способствовать ограничению роста рисков в техногенных сферах.

Руководитель учебного центра А.И. Ларин, методист учебного центра Л.А. Халиулина, специалист учебного центра М.В. Безмельницина

По материалам ООО "Научно-технический центр "Промбезопасность-Оренбург", http://www.orfi.ru/magazine6_05.htm
Версия для печати | Отправить |  Сделать стартовой |  Добавить в избранное

Куплю

19.04.2011 Белорусские рубли в Москве  Москва

18.04.2011 Индустриальные масла: И-8А, ИГНЕ-68, ИГНЕ-32, ИС-20, ИГС-68,И-5А, И-40А, И-50А, ИЛС-5, ИЛС-10, ИЛС-220(Мо), ИГП, ИТД  Москва

04.04.2011 Куплю Биг-Бэги, МКР на переработку.  Москва

Продам

19.04.2011 Продаем скипидар  Нижний Новгород

19.04.2011 Продаем растворители  Нижний Новгород

19.04.2011 Продаем бочки новые и б/у.  Нижний Новгород

Материалы раздела

ЕВРОПЕЙСКИЙ СТАНДАРТ РАЦИОНАЛЬНОГО ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (EWS)
СРОКИ ПЕРЕХОДА к СТАНДАРТАМ GMP
УКРАИНА ЗАЩИЩАЕТСЯ ОТ ИМПОРТА МОЛОЧНОЙ КИСЛОТЫ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДДЕРЖКЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
ЕВРОПА ОГРАНИЧИВАЕТ ИМПОРТ ЛИМОННОЙ КИСЛОТЫ
ЕВРОПЕЙСКИЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ СВЕТОДИОДНОГО ОСВЕЩЕНИЯ
НА РЫНКЕ АРАМИДНЫХ ВОЛОКОН
Краснодарская компания хочет запатентовать название "ДИХЛОФОС"
НОВОЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ НА РЫНКЕ СОДЫ
ИРКУТСКИЙ ЭТИЛЕНОВЫЙ КОНФЛИКТ
ЕВРОСОЮЗ СНЯЛ КВОТЫ НА ПОСТАВКУ НА РОССИЙСКИЙ КАЛИЙ
СЧЕТЧИКИ ГАЗА И ВОДЫ ПОКА НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫ
НОВЫЕ ПОДРОБНОСТИ «ХЛОРНОГО» ДЕЛА
ФАС О «ХЛОРНОМ» ДЕЛЕ
ДОРОЖНИКОВ ОБЯЖУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПБВ И ГЕОСИНТЕТИКУ
«ИГРУШЕЧНОЕ ДЕЛО «КАМАЗА»
АГРОХИМИКИ ЖАЛУЮТСЯ НА «ГАЗПРОМ» И РЖД
ЦЕНОВОЙ СГОВОР НА РЫНКЕ ХЛОРА
ФАС ОДОБРИЛА СЛИЯНИЕ «СИБУР-РШ» И «НИЖНЕКАМСКШИНЫ»
ПИКАЛЕВСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ - 2011
«СИБУР» И «КАЗАНЬОРГСИНТЕЗ» СУДЯТСЯ ИЗ-ЗА ПРОСТОЯ ЦИСТЕРН
МЕЖДУНАРОДНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ «БЕЛНЕФТЕХИМ»
COCA-COLA ЗАМОЛЧАЛА АСПАРТАМ
УКРАИНА ПРЕДСТАВИЛА СКИДКИ НА ТРАНЗИТНУЮ НЕФТЕПЕРЕВАЛКУ В МОРСКИХ ПОРТАХ
ПРОИЗВОДИТЕЛИ СОИ ПОЛУЧИЛИ ЛЬГОТЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
ПАТЕНТНЫЕ СПОРЫ ВОКРУГ «3D WHITE ЖЕМЧУЖНЫЙ»
ЗАПРЕЩЕН ОБОРОТ ЛАМП НАКАЛИВАНИЯ МОЩНОСТЬЮ БОЛЕЕ 100 ВАТТ
НОВЫЕ ПИКАЛЕВСКИЕ КОНФЛИКТЫ
МОДЕРНИЗАЦИЯ НПЗ: законодательное регулирование
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТОРФА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА СЖИЖЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ (СУГ)
ЗАКРЫТО 80 МИНИ-НПЗ
ПАТЕНТНАЯ ЗАЩИТА ДЛЯ ДЖЕНЕРИКОВ
КОММЕНТАРИИ К ЗАКОНУ "ОБ ОБРАЩЕНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ"
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ В ЖИЛЫХ ДОМАХ
ЭКСПОРТНАЯ ПОШЛИНА НА СУГ ВЫРОСЛА НА 35%
КОНТРАФАКТ НА РЫНКЕ УДОБРЕНИЙ
НОВЫЕ ТАРИФЫ НА ЖД ПЕРЕВОЗКИ УДОБРЕНИЙ
КОНТРАФАКТНЫЙ СУЛЬФОУГОЛЬ
"ПИКАЛЕВСКИЙ КОМПРОМИСС" - 2011
О СТАНДАРТЕ GMP В НОВОМ ЗАКОНЕ "ОБ ОБРАЩЕНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ"
ПЛАНИРУЕТСЯ УВЕЛИЧИТЬ НАЛОГ НА АВТОМОБИЛИ КЛАССОМ НИЖЕ "ЕВРО-4"
ЭТИЛЕНОВЫЙ СПОР: Салаватнефтеоргсинтез / Каустик
ОПЯТЬ СПОРЯТ: «Базэлцемент» /«Апатит»
ПОВЫШЕНЫ ПОШЛИНЫ НА Б/У ШИНЫ

>>Все статьи

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright © Newchemistry.ru 2006. All Rights Reserved