новые химические технологии
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПОИСК    

НА ГЛАВНУЮ 

СОДЕРЖАНИЕ:

НАУКА и ТЕХНОЛОГИИ

Базовая химия и нефтехимия

Продукты оргсинтеза ............

Альтернативные топлива, энергетика ...........................

Полимеры ...........................

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА

Мнения, оценки ...................

Законы и практика ...............

Отраслевая статистика .........

ЭКОЛОГИЯ

Промышленная безопасность

Экоиндустрия .......................

Рециклинг ............................

СОТРУДНИЧЕСТВО

Для авторов .........................

Реклама на сайте ................

Контакты .............................

Справочная .........................

Партнеры ............................

СОБЫТИЯ ОТРАСЛИ

Прошедшие мероприятия .....

Будущие мероприятия ...........

ТЕНДЕРЫ

ОБЗОРЫ РЫНКОВ

Исследование рынка резиновых спортивных товаров в России
Исследование рынка медболов в России
Рынок порошковых красок в России
Рынок минеральной ваты в России
Рынок СБС-каучуков в России
Рынок подгузников и пеленок для животных в России
Рынок впитывающих пеленок в России
Анализ рынка преформ 19-литров в России
Исследование рынка маннита в России
Анализ рынка хлорида кальция в России

>> Все отчеты

ОТЧЕТЫ ПО ТЕМАМ

Базовая химия и нефтехимия
Продукты оргсинтеза
Синтетические смолы и ЛКМ
Нефтепереработка
Минеральные удобрения
Полимеры и синтетические каучуки
Продукция из пластмасс
Биохимия
Автохимия и автокосметика
Смежная продукция
Исследования «Ad Hoc»
Строительство
In English
  Экспорт статей (rss)

    Законы и практика

    ШТРАФЫ ЗА СЖИГАНИЕ ПНГ?


    Ситуация, когда на нефтяных факелах сжигается попутный нефтяной газ (ПНГ) — ценнейшее углеводородное сырье — не может не вызывать у законодателей горячего желания раз и навсегда решить эту проблему. Осенью 2007 года группа депутатов вынесла на рассмотрение Государственной Думы проект Федерального закона «О регулировании использования нефтяного (попутного) газа».


    Но, по мнению нефтяников, данный законопроект — игра в одни ворота: решить проблемы газопереработчиков и нефтехимиков за счет штрафования нефтяных компаний, перераспределения средств федеральных бюджетных программ, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Они считают, что ПНГ не заслуживает отдельного законопроекта, а сам представленный проект — сырой, компилятивный, не учитывающий интересы всех заинтересованных сторон — в таком виде даже не должен рассматриваться.

    Нефтяники считают, что проблема утилизации попутного газа просто высосана из пальца: средний уровень использования попутного газа по предприятиям нефтедобычи Западной Сибири, по последним данным, составляет 87%, а недостающий до 95% и определенный лицензионными соглашениями показатель объясняется тем, что нет у газоперерабочиков соответствующих мощностей для утилизации попутного газа, добываемого на новых, удаленных месторождениях. У газопереработчиков же своя правда: они винят во всем нефтяников, упорно не желающих инвестировать в создание объектов сбора, промысловой подготовки и транспортировки ПНГ, предусмотренных проектами обустройства месторождений.


    Правда нефтехимиков

    В пояснительной записке к проекту Федерального Закона «О регулировании использования нефтяного (попутного) газа» депутаты приводят аргументы, доказывающие, что законодательная неурегулированность отношений в использовании ПНГ ведет к загрязнению окружающей среды и потере невозобновляемых природных ресурсов из-за низкого уровня его утилизации, хронической недогрузке газоперерабатывающих предприятий. Инициаторы проекта утверждают, что в настоящее время в Российской Федерации только около 40% ПНГ (примерно 12 млрд м3) подвергается переработке с целью получения сырья для нефтехимических предприятий и сжиженного газа для населения. Еще 40% сжигается без переработки на ГРЭС, а 20% уничтожается на промыслах путем сжигания в открытых факелах.

    По тем же данным, за последние 10 лет только в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах в факелах сожжено более 60 млрд м3 ПНГ. В результате окружающая среда и население подвергаются воздействию экологически вредных продуктов сгорания ПНГ, в том числе и канцерогенных, что приводит к существенному повышению заболеваемости населения в регионах нефтегазодобычи. За год в результате сжигания ПНГ в атмосферу выбрасывается 400 тыс. тонн вредных веществ — окиси углерода, окислов азота, углеводородов, сажи. А в то же самое время платежи за загрязнение окружающей среды от выбросов попутного газа не превышают 0,8-1,2% от стоимости реализуемой нефти. Из-за недостаточного уровня утилизации ПНГ мощности нефтехимической промышленности (одной из базовых отраслей, на долю которой приходится около 6% промышленной продукции страны, более 7% налоговых платежей и других доходов в консолидированный бюджет и около $6 млрд валютной выручки) в среднем загружены лишь на 40%. Упущенная выгода от каждого не вовлеченного в сферу переработки миллиарда кубических метров нефтяного (попутного) газа эквивалентна потере товарной массы на сумму $270 млн. При этом потери бюджета составляют порядка $35 млн.

    По мнению инициативной группы, закон призван создать предпосылки для оздоровления экологической обстановки (сокращение выбросов в атмосферу вредных веществ не менее, чем в 3 раза), загрузки мощностей газопереработки и нефтехимии (увеличение товарной продукции на $1-1,5 млрд), соответствующего роста поступлений в бюджеты всех уровней, решения социальных проблем (создание не менее 10 тыс. рабочих мест).


    Правда нефтяников

    Нефтяники утверждают, что уровень утилизации ПНГ на сегодня составляет не 40%, а 87%. По последним данным, в Западной Сибири добывается 26 млрд м3 ПНГ, на переработку на ГПЗ «Сибнефтегазпереработки» направляется, как и утверждают газопереработчики, 12 млрд м3 ПНГ, напрямую нефтяниками направляется на ГРЭС и на собственные нужды примерно 11 млрд м3 ПНГ, сжигается не более 3,5 млрд кубов.

    Если разработчики законопроекта обсчитали упущенную выгоду от каждого не вовлеченного в сферу переработки миллиарда кубических метров ПНГ (равной $270 млн), почему же раньше и государство, и законодатели, и правительство были слепы и такой своей выгоды не видели? Да потому, что вопросы наращивания уровня использования ПНГ того же самого толка, что и вопросы притока инвестиций в российскую экономику. Попутный газ нефтяники жгут не из вредности. Горит там, где собирать, утилизировать и транспортировать нет никакого смысла — месторождения находятся за многие сотни километров от предприятий газопереработки и их систем утилизации газа, транспортировать на такие расстояния нет экономической целесообразности.

    Так, себестоимость добычи ПНГ колеблется от 200 до 250 руб. за 1 000 м3, транспортировка может добавить еще до 400 руб./тыс. м3, а покупают газопереработчики ПНГ по 60-90 руб./тыс. м3 при предельно установленной цене в 150 руб./тыс. м3. Создавать инфраструктуру по утилизации ПНГ на отдаленных месторождениях при сложившихся ценах на ПНГ равносильно экономическим похоронам разработки этих месторождений. Именно поэтому в ряде лицензионных соглашений предусматривается 100%-ное сжигание ПНГ. Что выбрать: нефть или ПНГ, развитие нефтяной промышленности, и тем самым дополнительные доходы в бюджеты всех уровней, или ее сворачивание из-за сложившейся экономики добычи и утилизации ПНГ?

    Выход, разумеется, есть. Если нефтехимия дает в консолидированный бюджет, по утверждению разработчиков законопроекта, 7% налоговых платежей и других доходов и около $6 млрд валютной выручки, почему бы определенную часть доходов газо- и нефтепереработчиков не перенаправить на финансирование инфраструктуры по сбору и утилизации ПНГ, урегулировать этот вопрос через цены на ПНГ, тем самым сделать проекты по созданию систем сбора и транспортировки ПНГ экономически выгодными?


    Стенка на стенку

    Основной довод газопереработчиков — ПНГ не продукт, а отход, за который газопереработчики вообще не должны платить. На извлечение ПНГ вообще нет затрат, он выходит сам собой. Нефтяники с этим категорически не согласны. По мнению специалистов «Сургутнефтегаза», если газовый фактор в добываемой нефти высок, то затраты на строительство скважины возрастают на 20-25%, тем самым увеличивая и затраты на амортизацию, и на обслуживание, и ремонт. И если бы затрат на добычу ПНГ не было, почему нефтяникам быть недовольными тем, что за беззатратный отход газопереработчики им еще и платят?

    По большому счету, данный законопроект обошел, как ненужную, даже теоретическую возможность рентабельности добычи попутного газа. Но ведь экономические рычаги, способные стимулировать нефтяников к росту утилизации ПНГ, явно лежат на поверхности — кто будет вкладывать значительные ресурсы в создание систем утилизации и сбора ПНГ, если окажешься отлученным от дохода по его переработке?

    Во-первых, как уже отмечалось, если цены на попутный нефтяной газ будут покрывать затраты на его добычу, строительство газосборных сетей, комприминирование, транспортировку и обеспечат необходимую прибыль, нефтяники нарастят его добычу так, что у газопереработчиков не хватит мощностей для переработки. Во-вторых, нефтехимикам очень полюбился процессинг, а почему бы и нефтяникам не перерабатывать свой газ на предприятиях нефтехимии по процессингу и не принять участие в прибылях, получаемых от глубокой переработки ПНГ?

    Проблема сжигания попутного нефтяного газа — в переплетении и экономического, и инвестиционного аспектов. Вот уже 10 лет кто только в истерике не бьется, призывая инвестировать в нефтяную промышленность, завлекая иностранных инвесторов, но деньги что-то никто не спешит вкладывать и, более того, и не будет после принятия данного закона, принуждающего инвестора себе в убыток инвестировать в создание инфраструктуры сбора и транспорта ПНГ, который газопереработчики хотят взять бесплатно.

    Проблема сжигания ПНГ в факелах вызвана еще и тем, что у газоперерабочиков нет соответствующих мощностей для утилизации попутного газа, добываемого на новых, удаленных месторождениях. Неспроста же нефтяники занялись созданием своих газоперерабатывающих мощностей, строят газотурбинные электростанции и установки по переработке попутного нефтяного газа.

    Рефреном в законопроекте звучит желание карать, штрафовать, аккумулировать эти штрафы — вот тогда и нефтехимию можно будут поднять. Сравнительно недавно наша налоговая система грешила штрафами и пенями. Что в результате? Чтобы она полностью не задушила нефтяников штрафами, а заодно и бюджет вместе с ними, все штрафы были списаны или реструктуризированы. А лоббисты данного законопроекты уверены, что штрафы потекут рекой, да еще такой полноводной, которая позволит в полной мере проинвестировать газопереработку. Инвестиции из штрафов — такого еще никто не предлагал, наивно полагая, что штрафы — это административная предупредительная мера.

    1 | 2
    Версия для печати | Отправить |  Сделать стартовой |  Добавить в избранное
    Статьи по теме
    Новости по теме
  • 15 ноября на Бахиловской компрессорной станции начнутся пусковые испытания компрессоров.
  • «Тобольск-Нефтехим» достиг выработки 7200 тонн в сутки
  • Завершаются испытания компрессоров на Бахиловской компрессорной станции
  • Годовой прирост объема извлечения ШФЛУ на Муравленковском ГПП составит 200 тыс.тонн
  • В ОАО АК «Сибур» рассмотрен проект производственно-финансового плана компании на 2004 год
  • «Сибур» инвестирует 300 млн долларов в переработку нефтяного газа
  • ФАС потребовала не вносить акции «Красноярского шинного завода» в уставный капитал «АКС Холдинга»

    Куплю

    19.04.2011 Белорусские рубли в Москве  Москва

    18.04.2011 Индустриальные масла: И-8А, ИГНЕ-68, ИГНЕ-32, ИС-20, ИГС-68,И-5А, И-40А, И-50А, ИЛС-5, ИЛС-10, ИЛС-220(Мо), ИГП, ИТД  Москва

    04.04.2011 Куплю Биг-Бэги, МКР на переработку.  Москва

    Продам

    19.04.2011 Продаем скипидар  Нижний Новгород

    19.04.2011 Продаем растворители  Нижний Новгород

    19.04.2011 Продаем бочки новые и б/у.  Нижний Новгород

    Материалы раздела

    ЕВРОПЕЙСКИЙ СТАНДАРТ РАЦИОНАЛЬНОГО ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (EWS)
    СРОКИ ПЕРЕХОДА к СТАНДАРТАМ GMP
    УКРАИНА ЗАЩИЩАЕТСЯ ОТ ИМПОРТА МОЛОЧНОЙ КИСЛОТЫ
    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДДЕРЖКЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
    ЕВРОПА ОГРАНИЧИВАЕТ ИМПОРТ ЛИМОННОЙ КИСЛОТЫ
    ЕВРОПЕЙСКИЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ СВЕТОДИОДНОГО ОСВЕЩЕНИЯ
    НА РЫНКЕ АРАМИДНЫХ ВОЛОКОН
    Краснодарская компания хочет запатентовать название "ДИХЛОФОС"
    НОВОЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ НА РЫНКЕ СОДЫ
    ИРКУТСКИЙ ЭТИЛЕНОВЫЙ КОНФЛИКТ
    ЕВРОСОЮЗ СНЯЛ КВОТЫ НА ПОСТАВКУ НА РОССИЙСКИЙ КАЛИЙ
    СЧЕТЧИКИ ГАЗА И ВОДЫ ПОКА НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫ
    НОВЫЕ ПОДРОБНОСТИ «ХЛОРНОГО» ДЕЛА
    ФАС О «ХЛОРНОМ» ДЕЛЕ
    ДОРОЖНИКОВ ОБЯЖУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПБВ И ГЕОСИНТЕТИКУ
    «ИГРУШЕЧНОЕ ДЕЛО «КАМАЗА»
    АГРОХИМИКИ ЖАЛУЮТСЯ НА «ГАЗПРОМ» И РЖД
    ЦЕНОВОЙ СГОВОР НА РЫНКЕ ХЛОРА
    ФАС ОДОБРИЛА СЛИЯНИЕ «СИБУР-РШ» И «НИЖНЕКАМСКШИНЫ»
    ПИКАЛЕВСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ - 2011
    «СИБУР» И «КАЗАНЬОРГСИНТЕЗ» СУДЯТСЯ ИЗ-ЗА ПРОСТОЯ ЦИСТЕРН
    МЕЖДУНАРОДНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ «БЕЛНЕФТЕХИМ»
    COCA-COLA ЗАМОЛЧАЛА АСПАРТАМ
    УКРАИНА ПРЕДСТАВИЛА СКИДКИ НА ТРАНЗИТНУЮ НЕФТЕПЕРЕВАЛКУ В МОРСКИХ ПОРТАХ
    ПРОИЗВОДИТЕЛИ СОИ ПОЛУЧИЛИ ЛЬГОТЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
    ПАТЕНТНЫЕ СПОРЫ ВОКРУГ «3D WHITE ЖЕМЧУЖНЫЙ»
    ЗАПРЕЩЕН ОБОРОТ ЛАМП НАКАЛИВАНИЯ МОЩНОСТЬЮ БОЛЕЕ 100 ВАТТ
    НОВЫЕ ПИКАЛЕВСКИЕ КОНФЛИКТЫ
    МОДЕРНИЗАЦИЯ НПЗ: законодательное регулирование
    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТОРФА
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА СЖИЖЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ (СУГ)
    ЗАКРЫТО 80 МИНИ-НПЗ
    ПАТЕНТНАЯ ЗАЩИТА ДЛЯ ДЖЕНЕРИКОВ
    КОММЕНТАРИИ К ЗАКОНУ "ОБ ОБРАЩЕНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ"
    РЕКОМЕНДАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ В ЖИЛЫХ ДОМАХ
    ЭКСПОРТНАЯ ПОШЛИНА НА СУГ ВЫРОСЛА НА 35%
    КОНТРАФАКТ НА РЫНКЕ УДОБРЕНИЙ
    НОВЫЕ ТАРИФЫ НА ЖД ПЕРЕВОЗКИ УДОБРЕНИЙ
    КОНТРАФАКТНЫЙ СУЛЬФОУГОЛЬ
    "ПИКАЛЕВСКИЙ КОМПРОМИСС" - 2011
    О СТАНДАРТЕ GMP В НОВОМ ЗАКОНЕ "ОБ ОБРАЩЕНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ"
    ПЛАНИРУЕТСЯ УВЕЛИЧИТЬ НАЛОГ НА АВТОМОБИЛИ КЛАССОМ НИЖЕ "ЕВРО-4"
    ЭТИЛЕНОВЫЙ СПОР: Салаватнефтеоргсинтез / Каустик
    ОПЯТЬ СПОРЯТ: «Базэлцемент» /«Апатит»
    ПОВЫШЕНЫ ПОШЛИНЫ НА Б/У ШИНЫ

    >>Все статьи

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
    Copyright © Newchemistry.ru 2006. All Rights Reserved