Компания АКРОН является одним из крупнейших производителей минеральных удобрений в Европе. База компании - два мощных завода, в Великом Новгороде и Смоленской области. Бизнес этот настолько хороший хотя бы из-за постоянного роста мировых цен, что, имея такие активы и такие объемы, можно было бы ни о чем другом не задумываться. Тем не менее менеджмент компании принял решение приобрести собственное производство удобрений в Китае.
|
Избранный президент России Дмитрий Медведев поставил перед бизнесом задачу: не просто продвигать свой товар за рубеж, но и приобретать там активы, чтобы увереннее выходить на иностранные рынки. То, что эта задача - выполнимая, показывает пример агрохимической компании АКРОН, которая еще пять лет назад приобрела завод по производству удобрений в Китае и продает свою продукцию самим китайцам через созданную сбытовую сеть, покрывающую 40 тысяч магазинов во всей стране. Любая мировая компания хочет это сделать. Причина: Китай - самый большой в мире, интенсивно растущий рынок удобрений. Для сравнения: если крестьяне России вносят в почву 5 миллионов тонн удобрений в год, китайские - 150 миллионов. Однако пока ни одной компании вообще, не только российской, не удалось осуществить свою мечту. Данная сфера рассматривается китайским правительством как зона стратегических интересов, и фактически она закрыта для иностранцев. Отдельные попытки, предпринятые не последними мировыми компаниями, заканчивались либо тем, что они натыкались на административные барьеры, либо провалом на начальной стадии: по стране не счесть производств, частично выкупленных у китайских владельцев и снова выставленных на торги по причине банкротства.
Коротко - ситуация такова: если компания ставит производство (не важно чего) в Китае для экспорта продукции и продажи по всему миру, ее встречают с распростертыми объятиями. Если компания ставит производство ради того, чтобы продавать продукцию внутри Китая - скорее всего, ничего не получится. АКРОН решал таким образом задачу двойной сложности: он "вторгался" в стратегическую отрасль и метил именно на внутренний китайский рынок. АКРОНУ удалось, но какими трудами - менеджеры компании только рукой машут, вспоминая те времена. Нельзя сказать, что переговоры велись тяжело: у китайского правительства, безусловно, отлажен механизм принятия решений относительно иностранных инвесторов, а отношение к россиянам даже более благоприятное, чем к другим. Трудности начались после сделки, когда россияне стали совладельцами предприятия по производству минеральных удобрений "ХУНЖИ-АКРОН" в городе Линьи провинции Шаньдун (АКРОНу принадлежат 50,5 процента акций этого СП). Выбор СП в качестве модели был единственным способом проникнуть через описанные нами "двойные барьеры". На предприятии, которое на тот момент показывало более чем скромные результаты, был директор, типаж которого мы хорошо знаем по собственной формации "красных директоров", и сработаться с ним оказалось затруднительно.
|