1. В российской нефтепереработке можно выделить проблемы низкой глубины переработки нефти и низкого качества нефтепродуктов, при этом инвестиций в качество требует принятый недавно технический регламент. Какие критерии, по Вашему мнению, определяют окупаемость инвестиций в глубину? В чем состоят основные риски для инвестиций в глубину переработки? Глубина переработки нефти - это выход ценных продуктов. Рассчитывается как отношение (Н-М-П)/Н, где Н - нефть, М - мазут, П - потери. Чем выше глубина переработки, тем выше рентабельность. В России сейчас средняя глубина переработки нефти - 71%, в США - около 92-95. Для увеличения этого показателя необходимо строить углубляющие процессы, перерабатыващие мазут в лёгкие продукты. Это, прежде всего, каталитический крекинг и гидрокрекинг. Процессы очень дорогие, но всегда окупаются (в течение 3-5 лет). Основные риски для инвестиций - процесс не выйдет на заданный режим. При поставке импортных технологий и катализаторов есть опасность в отказе от поставки. То есть, производитель неизбежно попадает в зависимость от иностранных поставщиков. 2. Какие, на Ваш взгляд, необходимы изменения в налоговой и акцизной нагрузке на нефтеперерабатывающую отрасль для повышения привлекательности инвестиций в качество и в глубину переработки, снижения рисков и стимулирования спроса на качественные моторные топлива? Какие дополнительные меры, в том числе системные изменения, по Вашему мнению, окажут благоприятное влияние на нефтеперерабатывающую отрасль России и приведут к созданию серьезных экономических стимулов для инвестирования в глубину переработки и качество нефтепродуктов?
Сейчас акцизы на топлива и масла либо одинаковы для всех категорий качества, либо для более дорогих качественных продуктов более высоки. Необходимо снизить акцизы на качественную продукцию. Об этом, кстати, в правительстве уже говорили. Однако, стоит учитывать, что спрос на качественные моторные топлива определяется потребностями транспортного парка страны, значительная доля которого – техника еще советского производства. Поэтому большого смысла настраивать мощности на выпуск качественного топлива у производителей нет. Доля качественных топлив будет увеличиваться, наряду с ростом требований рынка, требований парка техники.
3. Отвечает ли целям стимулирования производства и экспорта нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью существующая система экспортных пошлин? Если нет, – то каким образом она должна быть изменена? Приведет ли к положительным изменениям увеличение экспортных пошлин на темные нефтепродукты? С другой стороны, сколько времени необходимо предоставить нефтеперерабатывающей промышленности на повышение технологической оснащенности до такого уровня, при котором рост экспортной пошлины на темные нефтепродукты не окажет серьезного негативного воздействия на экономические показатели НПЗ?
В настоящее время экспортные пошлины привязаны к мировой цене на нефть. Увеличение экспортных пошлин на тёмные нефтепродукты к положительным изменениям, полагаю, приведёт, так как сократится экспорт полупродуктов. Впрочем, как понимать «положительные изменения», у каждого может быть своё мнение.
|