Исследование проводилось по просьбе двух заинтересованных федеральных ведомств - Ростехнадзора и Минэкономразвития РФ. Доклад отражает основные результаты этого исследования. В данной статье представлено краткое резюме основных результатов исследования. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ХХ-ом столетии на всей территории Российской Федерации происходили процессы интенсивной индустриализации и экстенсивной добычи природных ресурсов. Как и в других индустриальных странах, эти процессы оставили после себя наследие в виде серьезного экологического ущерба и угроз для здоровья населения. Однако, в отличие от большинства других стран с развитой экономикой, Россия до сих пор не принимала никаких системных мер по ликвидации этого наследия. Но, по мнению экспертов, улучшение экономических перспектив, укрепление финансового сектора страны, усиление ее ориентации на экспорт и предполагаемое вступление в ВТО должны способствовать принятию мер по ликвидации накопленного экологического ущерба. В рамках выполненного исследования проблема прошлого экологического ущерба (ПЭУ) рассматривалась с точки зрения ее характера и воздействий факторов, препятствующих ее решению, и действий, которые могут способствовать достижению прогресса в этом направлении. Принятый подход предусматривал проведение исследований силами местных экспертов, организацию семинаров с участием целого ряда заинтересованных сторон, оценку возможностей применения международного опыта в российских условиях, а также анализ результатов соответствующей работы Всемирного Банка в регионе Европы и Центральной Азии. Предполагается, что результаты этого исследования будут использоваться разработчиками государственной экономической политики в качестве инструмента постановки задачи, информационной базы и методического документа. Что такое «ответственность за прошлый экологический ущерб (ОПЭУ)»? В докладе Всемирного Банка ОПЭУ определена как остаточные затраты, которые, в конечном итоге, будут понесены в результате устранения, сокращения и (или) локализации ущерба окружающей среде, здоровью людей или имуществу, обусловленного прошлой или продолжающейся хозяйственной деятельностью. Во многих случаях такой ущерб можно соотнести с деятельностью конкретных промышленных предприятий, сооружений коммунальной инфраструктуры, а также военных, научных и иных государственных стратегических объектов. Чаще всего он связан с загрязнением почвы, подземных и поверхностных вод, которое обусловлено сбросом загрязняющих веществ и удалением остатков побочных продуктов хозяйственной деятельности в виде сбросов твердых и жидких отходов. В контексте данной работы необходимо проводить различие между ОПЭУ и оценкой ущерба. Проблема ОПЭУ четко связана с прямыми затратами на реабилитацию природных ресурсов, имущества и здоровья населения и (или) охрану от будущих воздействий. Понятие ущерба включает, помимо этого, социально-экономические издержки (например, издержки, являющиеся следствием ухудшения здоровья населения и упущенной выгоды, которые обусловлены конкретной ситуацией). Стоимостная оценка ущерба чаще всего применяется для определения суммы компенсации, в то время как ОПЭУ связана с расходами на мероприятия, которые необходимо провести, чтобы предотвратить дальнейший ущерб.
|