В первом полугодии 2008 сразу два ведущих мировых производителя шин (германская Continental и итальянская Pirelli) заявили о том, что не только нашли партнеров для создания в России совместных предприятий, но и вышли в переговорах с ними на финишную прямую. Кроме того, стало известно, что американская GoodYear ищет участок для размещения у нас нового завода. Если учесть, что под Москвой и Санкт-Петербургом уже действуют комплексы, принадлежащие французской Michelin и финской Nokian, то окажется, что в этой кампании отсутствует только один мировой шинный лидер - японская Bridgestone. Однако и она, по некоторым данным, вполне созрела для такого партнерства. Объясняется интерес шинных гигантов только одним: по оценкам экспертов, уже в ближайшей перспективе российский рынок шин станет крупнейшим в Европе. А стало быть, размещение производств в непосредственной близости к нему (причем с учетом того, что основное сырье можно купить на месте) чрезвычайно выгодно. Прошли те времена, когда иностранных производителей шин безуспешно призывали создавать свои предприятия в России. Сегодня ясно: кто не успел, тот опоздал. И эти опоздавшие стремятся вскочить в последний вагон уходящего поезда. Однако такой форы, какую получили в свое время первопроходцы (Michelin и Nokian), теперь не получит никто. Судя по всему, сегодня иностранцы могут рассчитывать только на участие в СП. Теперь их задача - найти оптимального партнера. И быстро. Чтобы успеть за растущим на 13% в год рынком и не упустить выгоду. Уже сегодня объем отечественного шинного рынка оценивается в 50 млн штук или в $5 млрд. В стране ежегодно продается 40 млн легковых и около 7 млн грузовых и сельскохозяйственных шин. В то же время в 2007 году здесь произведено 43,2 млн штук шин (29,3 млн легковых и 11,8 млн грузовых). Причем российскими компаниями - в основном класса С. При этом постоянно растущая потребность в самых дорогих шинах класса премиум удовлетворяется за счет российских заводов Michelin и Nokian, Amtel-Vredestein и импорта, а спрос на шины категории С неуклонно снижается. Надо сказать, что крупнейшие отечественные производители ‘‘Сибур-Русские шины’‘ и ‘‘Нижнекамскшина’‘ ведут техперевооружение, но они явно отстают от темпов роста спроса в самых выгодных сегментах. Ситуацию усугубляет то, что цены па сырье (каучуки. технический углерод и корды) и энергоресурсы в России стремительно растут, а компенсировать этот рост нашим заводам сложно, так как шины категории С имеют низкую добавленную стоимость. Чтобы сделать рывок, этим компаниям необходим стратегический инвестор, владеющий современными технологиями, обеспечивающими быстрый качественный рывок. Впрочем, это не новость. Новость же то, что, наконец, наступил момент, когда от бесконечных обсуждений совместных проектов иностранные инвесторы переходят к их реализации.
|