Долгое время приход современных технологий на российские шинные заводы обеспечивался участием ученых Научно-исследовательского института шинной промышленности. В девяностых годах негативные события больно ударили по этому учреждению. Оно попало под внешнее управление, его обанкротили, и в течение четырех лет шли рейдерские захваты. Уходили ценные кадры, была потеряна часть испытательного оборудования и опытного шинного завода. И все же те, кто остался верен институту, сумели выстоять, многое сохранить и создать ООО НТЦ НИИШП. - Александр Матвеевич, что сегодня представляет собой научно-исследовательский институт шинной промышленности? После того как наши ученые организовали ООО «НТЦ «НИИШП», в отраслевой науке появился преемник ФГУП «НИИШП», который в свое время играл роль научно-технического центра шинной промышленности СССР, а потом и России. А помогло этому восстановлению то, что нашим учредителем стал собственник, который понимал практическое значение института и верил в его востребованность. Этот собственник – ОАО «НИИШП», а ООО «НТЦ НИИШП» – его дочернее предприятие. Важно, что в нашей сфере мы самостоятельны, собственник не вмешивается ни в научную, ни в хозяйственную деятельность, но оказывает нам поддержку практически по всем направлениям. В чем еще хороши наши отношения с собственником, так это в том, что он проявляет большой интерес к инвестиционным проектам, которые собирается реализовывать с нашим участием. В настоящее время НТЦ «НИИШП» осуществляет научную и научно-техническую деятельность в следующих направлениях: - теоретические и поисковые исследования; - конструирование шин и РТИ; - материаловедение, разработка и внедрение новых материалов и резин; - технология и оборудование для производства шин и РТИ; - шиновосстановление и утилизация изношенных шин; - экологическая безопасность при производстве и эксплуатации шин; - стандартизация шин, методов их испытаний и материалов для их производства. Заказчиками наших разработок являются федеральные министерства, автомобильные предприятия, шинные холдинги и заводы, предприятия сырьевого сектора, отраслевые, академические институты и ВУЗы, зарубежные фирмы. В структуре нашего НТЦ три отделения. Это конструкторское отделение, куда входят конструкторские отделы массовых и авиационных шин и отдел испытаний шин. Химико-технологическое отделение занимается разработкой новых материалов, резин и процессов шинного производства. Отделение перспективных разработок занимается новыми технологиями, шинами немассового ассортимента и продуктами вторичной переработки шин. В его состав входит также лаборатория физики и механики эластомерных композитов, которая сотрудничает с академическими институтами и ВУЗами в рамках создания наноструктурных материалов и исследования межфазных взаимодействий. -И все же, каким образом после практически полного разгрома вам удалось возобновить научную деятельность? - Во-первых, в этом была прямая необходимость. России нужен шинный научно-технический центр. Попытки шинных холдингов создавать научно-технические центры на базе шинных заводов не увенчались успехом. С одной стороны, у шины есть заказчик – автомобилисты, с другой стороны, производители шин – заказчики целого ряда сырьевых отраслей. В этой цепи должно быть связующее звено. В своё время НИИШП создавался именно таким, и ему не были чужды интересы ни сырьевиков, ни потребителей шин. Мы унаследовали эту его роль. Это позволяет нам сегодня проводить как общеотраслевые работы, связанные с разработкой новых материалов, технологий, оборудования, обеспечением оборонных отраслей промышленности, так и работы с конкретными шинными заводами применительно к имеющимся на них технологии и оборудованию. Во-вторых, даже в период «лихолетья» мы продолжали консолидировать всех, кто связан с производством и изучением резины и изделий из нее, производителей сырья, материалов и оборудования. С этой целью НТЦ «НИИШП» организует и проводит две конференции. В мае – самую крупную в странах СНГ международную научно-практическую конференцию «Резиновая промышленность. Сырье, материалы, технологии» и в октябре – международный симпозиум «Проблемы шин и резинокордных композитов». Мы выпускаем три научно-аналитических сборника: «Вопросы практической технологии», «Информ-Простор», «Проблемы шин и резинокордных композитов». - И насколько успешно позволяет проводить разработки лабораторная база института? - Для этого у нас имеется все необходимое. В институте осталась аналитическая лаборатория, оборудование которой немного устарело, но сохранились методики – это самое ценное. Также у нас имеются лаборатория по изготовлению резин и испытанию «сырых» смесей, лаборатории физико-механических испытаний и динамических испытаний резин. Есть отдел по испытанию шин, включая стендовые, лабораторно-дорожные и эксплуатационные испытания. Мы также сохранили стенд по испытанию авиационных шин. Последний в своем роде уникален – аналоги есть только в Японии и два в Америке.
|