"Розничные цены на бензин в России у главного экспортера нефти были выше, чем в Америке у главного импортера. И все потребители думают, что в этом виноваты розничные продавцы",— с возмущением вспоминает события полугодовой давности Сергей Душечкин, генеральный директор АЗС "Аванти МТА". Еще бы ему не возмущаться: когда в августе цена за литр бензина достигла пика — 25 руб., маржа у АЗС была минимальная. "Мы зарабатывали 2 руб. с литра бензина, и это с учетом налогов",— продолжает Душечкин. Глава ФАС Игорь Артемьев с Душечкиным был согласен. Например, в декабре под раздачу попали ЛУКОЙЛ и "Роснефть": ведомство оштрафовало нефтяников на 1,443 млрд руб. и 1,509 млрд руб. соответственно. Война ФАС за бензиновую демократию особых результатов пока не приносит. Нефть подешевела в три раза, цена конечного продукта снизилась незначительно. Может, ФАС просто не тех штрафует? С больной головы на здоровую Оптовая цена бензина, внутренняя цена на нефть и мировая цена на нефть — три сестры. С одной стороны, стоимость нефти внутри страны заложена в себестоимость бензина. С другой — внутреннюю и внешнюю цену роднит налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Он включен в обе цены и рассчитывается в рублях с одной тонны добытого сырья, затем умножается на повышающий коэффициент, учитывающий, в частности, изменение мировой цены на нефть. В себестоимости бензина, по данным Российского топливного союза, НДПИ занимает около 9%. На внутреннюю цену также влияют курс рубля к доллару (слабее рубль — дороже нефть) и экспортная пошлина (чем она ниже, тем ближе внутренняя цена нефти к мировой в долларовом эквиваленте). "Эти два параметра плавающие, отчего происходят скачки цен",— отмечает Алексей Бураков, генеральный директор компании "Алгоритм. Топливный интегратор". Когда мировая цена на нефть стала падать, внутренняя с небольшим опозданием последовала за ней. Но вот сюрприз: цифры на ценниках заправок стадному чувству не поддались (см. график). Где же осели деньги? Независимые заправщики грешат на нефтяников. Многочисленные мелкие сети АЗС идут на поклон к немногочисленным производителям бензина, с которыми борется ФАС, то есть покупают бензин на их же нефтебазах либо на НПЗ мелким оптом. Независимый владелец АЗС делает заказ на бензин, а нефтяник либо не отгружает в этот регион бензин, потому что продает его там через свои заправки, либо предлагает высокую цену. И если в Москве у предпринимателя есть возможность купить товар на МНПЗ или на свободном рынке, то где-нибудь в Рязани или Нижневартовске при попытке доставить бензин из другого региона транспортные издержки съедят с потрохами любую маржу бензоколонки. "Проблема не в том, что нефтяники владеют какой-то частью АЗС в стране (по разным оценкам, 40-50%), а в том, что существует монополизация на уровне переработки, хранения и доставки. Ни один независимый владелец АЗС не имеет частного НПЗ, который бы перерабатывал нефть со свободного рынка",— говорит Алексей Бураков. Свободный рынок — это нефть, которую вертикально интегрированные нефтяные компании продают внутри страны сторонним покупателям. По оценкам ИЦ "Кортес", на него попадает лишь десятая часть всей добываемой в России нефти. С этой нефтью работают только два крупных завода — Уфимский и Московский НПЗ. Однако монополии нефтяников в переработке явно недостаточно, чтобы объяснить все причуды с ценой на топливо. "Нет системы, по которой происходило бы формирование единой мелкооптовой цены — слишком значительны региональные условия и логистическая составляющая",— объясняет Павел Строков, директор по развитию ИЦ "Кортес". Например, в Уфе в начале декабря оптовая цена за тонну бензина АИ-92 составила, по данным "Алгоритм. Топливный интегратор", примерно 12,5 тыс. руб., а в Москве в этот же период — 14,5-15 тыс. руб. за тонну. |