Крупнейший в России нефтехимический комбинат «Нижнекамскнефтехим» (НКНХ) в феврале 2009 запустил установку по производству полиэтилена мощностью 230 тыс. тонн. Инвестиционный проект стоимостью около 300 млн долларов стал первым в российской нефтехимии, реализованным с начала экономического кризиса. Для отрасли событие знаковое. Предыдущий завод полиэтилена в России начал работу пятнадцать лет назад, в далеком 1994 году, и представлял собой завершение еще советского проекта. На рынках других крупнотоннажных полимеров инвесторы вели себя куда более активно: тот же НКНХ за пять лет сумел стать крупнейшим в России производителем полистирола и полипропилена, хотя еще в 2002 году не имел мощностей по их выпуску. С запуском нового производства полиэтилена НКНХ не только вышел на новый для себя рынок, но и фактически завершил программу углубления переработки сырья. Последнее обстоятельство крайне важно для бизнеса другого нефтехимического предприятия Татарстана, «Казаньоргсинтеза» (КОС), который получал от нижнекамских коллег этилен на переработку. Оба комбината управляются одной и той же структурой — холдингом ТАИФ. На первый взгляд кажется странным, почему вместо интеграции предприятий акционеры взяли курс на максимальное обособление НКНХ от своего «собрата». Как нам кажется, причины этого лежат не только в плоскости экономики. Все свое использую сам Бурное инвестиционное развитие НКНХ началось с конца 1990−х. Тогда вопрос о том, станет предприятие частью «Татнефти» или нет, был решен новым гендиректором комбината Владимиром Бусыгиным и президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым в пользу его независимости. После этого финансовые ресурсы предприятия были направлены на углубление переработки сырья, и НКНХ начал вводить в среднем по одной новой установке в год (см. схему). Наращивание технологической цепочки и ее замыкание внутри предприятия вообще-то идет вразрез с общемировыми тенденциями. Нефтехимических комбинатов со сложной структурой, выпускающих всего по чуть-чуть, много в Восточной Европе и некоторых странах Ближнего Востока (Турция, Иран). Создавались они для удовлетворения потребностей небольших замкнутых национальных рынков. Новые предприятия в Китае и странах Персидского залива не отличаются технологической сложностью, зато обладают гигантскими мощностями по отдельно взятым продуктам и их низкой себестоимостью. Правда, успешно функционируют такие заводы в хорошо развитой рыночной среде, которой в России как раз нет. Учитывая это, руководство НКНХ довольно быстро поняло, что с выгодой продать внутри страны конечную продукцию куда проще, чем полупродукты, и начало наращивать технологическую цепочку недостающими звеньями. Начать производство полиэтилена высокой плотности (ПЭВП) нижнекамский комбинат должен был еще осенью прошлого года, однако из-за финансового кризиса сроки запуска сдвинулись. Конкурентов в России у нового завода два — «Ставролен» и КОС, мощности каждого составляют 300 тыс. тонн, причем последний намерен довести выпуск ПЭВП до 510 тыс. тонн в год. При этом объем внутреннего рынка в прошлом году, по разным оценкам, составлял от 700 тыс. до 800 тыс. тонн. Потребителями ПЭВП являются производители пластиковых труб, жесткой тары (бочки, ящики и т. п.), некоторых видов упаковочных пленок и различного ширпотреба. Хотя оба поставщика ПЭВП работают на довольно старом оборудовании и предлагают не очень широкий марочный ассортимент, а цены на их продукцию стабильно выше даже европейских, потребители предпочитают их продукцию — доля импорта на этом рынке составляет всего около четверти. Экономический кризис нанес по переработчикам пластмасс серьезный удар, и очевидно, что НКНХ придется работать на падающем рынке. Несмотря на это, Владимир Бусыгин заявил, что уже в этом году новый завод выйдет на проектную мощность 230 тыс. тонн. Такое вполне возможно. Глава консалтинговой компании Creon Фарес Кильзие считает, что сокращение внутреннего спроса в большей степени скажется на отечественных поставщиках, поскольку импортные марки полимеров зачастую просто нечем заменить. Невостребованный полиэтилен может найти сбыт за рубежом, где экономический кризис сделал потребителей еще менее требовательными, чем в России. Поэтому производители ограничат поставки на внутренний рынок и активизируют экспорт, полагает г-н Кильзие. При такой схеме появление нового игрока не приведет к снижению цен, они по-прежнему будут на 10–15% выше европейских.
|