Cпустя 10 лет после подписания Киотского протокола (КП) Казахстан наконец ратифицировал его – в конце марта президент Нурсултан Назарбаев подписал закон «О ратификации Киотского протокола к рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата». Как отмечали ранее в Министерстве охраны окружающей среды (МООС), Казахстан ратифицировал Киотский протокол пока без обязательств, подключившись к механизму чистого развития (МЧР). По такому механизму работает много государств, в частности Китай и Индия. То есть Казахстан не присоединился к перечню стран приложения I к рамочной конвенции ООН (в него входят государства, взявшие на себя обязательства по самоограничению выбросов). Это означает, что наша страна будет сокращать выбросы за счет стран-инвесторов, при этом квоты выбросов, которые можно выставить на продажу, будут принадлежать собственно инвесторам (подробнее см. справку). Интерес собственно Казахстана тут в получении средств на реализацию природоохранных мероприятий. Однако скорее всего этих денег наша страна в ближайшие годы не увидит – на пути экологических инвестиций стоят не только экономический кризис и подешевевшая нефть (делающая малопривлекательными проекты в области «зеленой» энергетики), но и недостатки законодательной базы. «Поймите меня правильно…» Заявление экс-главы МООС Нурлана Искакова о том, что наша страна взяла на себя ограниченные обязательства, вызвало недоумение у экспертов, принимавших участие в подготовке законопроекта, подписанного президентом. По их мнению, такая формулировка фактически аннулирует более ранние соглашения Казахстана по Киоту. Как уверили «Эксперт Казахстан» в Координационном центре по изменению климата (КЦИК – рабочий орган Межведомственной комиссии по вопросам изменения климата), заявление г-на Искакова не вполне соответствует действительности и противоречит ранее достигнутым международным соглашениям Казахстана в отношении киотских обязательств. «Мы не знаем, кто готовил это сообщение. Это ошибочное утверждение о том, что ратификация будет легитимна только для МЧР-проектов. Изначально планировалось, что Казахстан будет идти именно по механизму совместного осуществления (СО, реализуется странами, вошедшими в приложение I рамочной конвенции). Для этого проводились международные переговоры, и проектная работа также готовилась под механизм СО», – говорит координатор проектов Гульмира Сергазина. Эксперт пояснила, что в рамках механизма МЧР Казахстан будет являться только инвестором для развивающихся стран. А основной вектор выполнения обязательств по протоколу – это все-таки проекты СО, по которым и планируется привлечение инвестиций. Но все же в МООС РК нам подтвердили, что именно МЧР станут основным вектором международной деятельности Казахстана в рамках Киотского протокола. «Еще на стадии рассмотрения проекта закона о ратификации парламентарии предложили оптимальный вариант – механизмы чистого развития. И на то есть ряд объективных причин. Во-первых, это неблагоприятная экономическая ситуация. Во-вторых, это ограниченные временные ресурсы. В случае, если бы Казахстан вошел в перечень стран приложения I, это бы означало принятие на себя обязательств по снижению объемов выбросов парниковых газов до 2012 года. А это неосуществимо в условиях финансового кризиса», – говорит заместитель департамента правового обеспечения и международного сотрудничества МООС РК Эльвира Ибраева. Как прогнозируют в правительстве, в ближайшие два года объем инвестиций может составить 150–300 млн долларов, а к 2012 году вырасти до 700 млн долларов в виде технологий и оборудования, способствующих снижению выбросов парниковых газов. В КЦИК считают, что потенциальными инвесторами могут стать крупные компании, такие, например, как японские Sumitomo, Mitsui, MARUBENI, Mitsubishi. Сферы их интересов – это утилизация шахтного метана, попутного газа, строительство малых и средних ГЭС, химическая промышленность и проекты в секторе производства строительных материалов. |